pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Широтно-зональных трендах видового богатства и плотности населения

Широтно-зональных трендах видового богатства и плотности населения

 

Для понимания сущности этих явлений важны данные о разнородных в экологическом отношении таксонах высокого ранга, например о широтно-зональных трендах видового богатства и плотности населения птиц, особенно при выражении последнего через биомассу.

По данным Вартапетова и др. (2003) на территории Западной Сибири от южной тайги до тундры число видов в авифаунах последовательно сокращается, плотность населения сохраняется примерно на одном уровне, а суммарная биомасса, которая в большей мере отражает ценотически обусловленные соотношения, существенно (примерно в два раза) увеличивается.

Повышение плотности населения можно связать с уменьшением видового богатства как отдельных таксоценов, так и всего биоценоза. Кроме того, это правило проявляется и в соотношениях синэкологической роли таксонов высокого ранга. Так, преобразование биоты и экосистем в высоких широтах заключается не только и не столько в обеднении общего таксономического разнообразия, сколько в резком снижении значимости или выпадении одних крупных таксонов при относительном процветании других (Чернов, 1984, 2002). Например, в тундровой зоне и особенно в полярных пустынях резко сокращается таксономическое разнообразие всего комплекса почвенных микроартропод, но в то же время сохраняются на высоком уровне или даже достигают максимальных показателей демографические характеристики и удельный вес в биоценозах отдельных групп коллембол и клещей, что особенно отчетливо проявляется в северной полосе Арктики (Чернов, 1978а; Ананьева и др., 1987; Макарова, 1999, 2002).

Сообщества полярных пустынь предельно обеднены таксономически (Чернов и др., 1979; Чернов, 2004). В животном населении «почвы» всего около десятка групп беспозвоночных (не считая простейших), из которых каждая представлена небольшим числом или единичными видами: нематоды, кольчатые черви Enchytraeidae, ногохвостки (Collembola), личинки комаров-звонцов (Chironomidae), клещи (особенно важны Prostigmata, Mesostigmata), тихоходки (Tardigrada), иногда личинки грибных комаров (Mycetophilidae), детритниц (Sciaridae).

 

Вместе с тем, в полярной пустыне относительно очень высоки показатели населения нескольких групп беспозвоночных и концентрации зоомассы в крайне маломощном почвенном слое. Так, плотность населения коллембол и личинок комаров-звонцов превышает уровни соответствующих показателей этих групп в иных зональных ландшафтах, где их видовое разнообразие гораздо выше, а энхитреид - примерно такого же уровня, как в таежных лесах (Чернов, 1975; Chernov et al., 1977; Чернов и др., 1979). При этом хирономиды, второстепенная группа животного населения почв основных природных поясов, занимает в сообществах полярных пустынь ведущие позиции, сравнимые с их ролью в составе бентоса пресных вод.