Коренные изменения пропорций таксонов в высоких широтах демонстрируют самые разные группы животных и растений. Хороший пример вполне закономерной перестройки в пределах Арктики дают двудольные растения Таймыра (Матвеева, 1998).
Сложноцветные (Asteraceae), лидирующие во флоре умеренного пояса, входят в число 5 ведущих семейств вплоть до подзоны арктических тундр, где, однако, представлены узко локализованными видами, отсутствующими на плакорах. Основной облик флоры двудольных арктических тундр и полярных пустынь создают 4 семейства - крестоцветные (Brassicaceae), камнеломковые (Saxifragaceae), гвоздичные (Caryophyllaceae), лютиковые (Ranunculaceae). На их долю приходится до 60% видов в арктических тундрах (Матвеева, 1979).
Этот набор ведущих семейств и особенно вхождение в его состав камнеломковых, перемещающихся на первое место в полярных пустынях, уникальны в сравнении с таксономической структурой двудольных в других природных зонах. Большой удельный вес в высокоширотной флоре Ranunculaceae и Saxifragaceae весьма знаменателен. Повышение значимости этих сравнительно небольших семейств происходит на фоне резкого снижения разнообразия или выпадения в ряду тундровых подзон таких крупнейших и крупных семейств, как сложноцветные (Asteraceae), бобовые (Fabaceae), норичниковые (Scrophulariaceae), губоцветные (Lamiaceae), зонтичные (Apiaceae), вересковые (Ericaceae) и др., составляющих значительную часть флоры бореально-лесной полосы и южной части тундровой зоны.
Естественно, что широтно-зональные изменения удельного веса таксонов в фауне и флоре строго индивидуальны. Это хорошо демонстрирует пример дневных бабочек (Rhopalocera). В арктической фауне этих чешуекрылых (всего около 120 видов) доминируют нимфалиды (Nymphalidae), сатириды (Satyridae) и белянки (Pieridae), в отдельных секторах хорошо представлены голубянки (Lycaenidae). От тайги до подзоны арктических тундр доля белянок возрастает, голубянок - снижается, сатирид - максимальна в гипоарктических группировках, а нимфалид - одинакова в тайге и арктических тундрах.