В восточно-европейском секторе с его весьма строгой природной зональностью (Григорьев, 1956) на равнинах безлесные ландшафты не опускаются южнее Полярного круга, а на большей части Сибири - 70° с.ш.
Однако, на Северо-Востоке Азии к тундровой зоне обычно относят не только весь Чукотский полуостров, по которому проходит Полярный круг, но и бассейн р. Анадыря (около 65° с.ш.), где на водоразделах развита тундроподобная растительность, чередующаяся с древостоями, стланиками и другими вариантами сообществ, которые по ценотической структуре, флористическому и фаунистическому составу не могут считаться принадлежностью тундровой зоны, арктической биотической системы в строгом смысле.
В восточной части американского сектора южная граница Арктики на физико-географических картах (см: Атлас Арктики, 1985) проходит в еще более южных широтах, около 60° с.ш. (северная оконечность Лабрадора, Гудзонов залив). Естественно, несмотря на то, что некоторые показатели геофизической среды сближают эти территории и акватории с Арктикой, в их биоте очень велика доля южных элементов. Именно такие регионы дают наибольшее приращение видового богатства флоры и фауны Арктики. Хороший пример - список ихтиофауны, составленный А.П. Андрияшевым и Н.В. Черновой (1994), в котором не менее 10% видов найдено в единичных пунктах у самой южной геофизической границы Арктики. Приходится либо отбрасывать такие виды, либо говорить о трактовках состава флоры и фауны в широком или расширенном смыслах.
В этой статье не ставится задача жесткого определения границ Арктики. Здесь суммированы данные многих авторов, которые различно и порой крайне условно трактуют ее объем. В некоторых сводках единые видовые списки относились не только к Арктике, но и к смежным территориям и акваториям. Корректировка таких данных не всегда возможна. К примеру, Белое море не относится к Арктике в физико-географическом смысле (Атлас Арктики, 1985), но его фауна входит в единую биогеографическую систему бассейна Северного Ледовитого океана, о чем свидетельствуют ареалы многих типичных арктических видов.
Анализ широтного распределения различных групп наземных и пресноводных организмов свидетельствует, что подавляющее большинство видов, широко распространенных в таежной зоне и доходящих до ее северных границ, в той или иной мере, фронтально или спорадично, заходит в пределы лесотундры и тундры. По поводу многих из них возникают сомнения в целесообразности отнесения к фауне или флоре Арктики.