С увеличением специфичности условий и с обеднением видового состава степень доминантности увеличивается лишь до определенного уровня.
В крайне суровых условиях иногда не находится видов, способных существенно наращивать численность, и плотности их населения остаются на невысоком уровне. Примером могут служить группировки коллембол полярной пустыни и панцирных клещей арктической тундры. В нескольких группировках коллембол полярной пустыни степень доминантности очень высока, на долю одного вида (Folsomia regularis Hamm.) приходится до 60% суммарной численности. Хорошо также видно, что именно за счет резкого доминирования единичных видов достигается максимальный уровень суммарной численности.
В других группировках повышена численность половины или трети видов, однако явных доминантов нет. На оголенных или покрытых лишайниковыми корками грунтах число видов коллембол не снижается, но плотности видов находятся на одном невысоком уровне. Это нарушение принципа доминантности наиболее отчетливо проявляется в самых специфичных условиях оголенных грунтов. Коллемболы заселяют эти субстраты в силу повышенного адаптивного потенциала, но ни один вид при этом не достигает высокой численности.
Число видов панцирных клещей в арктической тундре примерно такое же, как коллембол в полярной пустыне. Однако, если коллемболы буквально «заполняют» каждый биотоп полярной пустыни, то в группировке панцирных клещей не более половины конкретной фауны, и ни один вид не достигает высокой (для этой группы) численности. В арктической тундре ни один вид орибатид нельзя отнести к доминантам. Общее угнетение группы абиотическими факторами сдерживает рост численности несмотря на явную незаполненность экологических ниш.
Таким образом, в тундровых сообществах, в связи с сильным обеднением видового состава наблюдается тенденция к сохранению высокой численности многих видов, образующих сообщества. В сообществах самых высокоширотных ландшафтов, строго говоря, не над кем доминировать, так как едва хватает видов для того, чтобы заполнить основные экологические ниши. В зональных сообществах подзоны арктических тундр весьма крупные и важные в ценотическом плане таксоны представлены единичными видами.
Каждый из них занимает ведущее положение в определенном ценотическом звене (блоке), которое только этим видом и образовано. Так, в разнотравно-ивково-моховых зональных арктических тундрах Таймыра важнейшие филлофаги жуки-листоеды представлены в основном Chrysolina subsulcata Mnnh., реже Ch. septentrionalis Men., хищные жужелицы - Pterostichus brevicornis Kyrb., мелкие хищники жуки-стафилиниды - Tachinus arcticus Motsch., пауки - в основном Erigone psychrophila Thor., в меньшей мере Collinsia spetsbergensis Thor, дождевые черви - Eisenia nordenskioldi Eis., комары-долгоножки - Tipula carinifrons Holm., и т.д. Безусловно, явление доминантности в тундровых сообществах проявляется в весьма своеобразной форме. Исследование этого аспекта организации тундровых сообществ может дать много ценного для разработки теории экологических ниш.