Тенденция к повышению удельного веса плотоядных форм с продвижением к северу особенно наглядно проявляется в составе утиных Арктики.
Преимущественно растительноядные или политрофные виды подсемейства Anatinae, составляющие основную массу уток в бореальной лесной полосе, лишь заходят с юга в тундровую зону, в основном в ее южную часть. Среди них нет ни типичных арктических, ни даже гипоарктических видов. Гораздо более характерны для высоких широт типичные животноядные, в ряде случаев с весьма глубокой трофической специализацией, утки подсемейства Aythinae. Среди них имеются и арктические формы, ареалы которых почти целиком укладываются в пределах тундровой зоны: гага-гребенушка (Somateria spectabilis), очковая (S. fischeri) и сибирская (S. stelleri) гаги, морянка (Clangula hyemalis). Это в основном или почти исключительно животноядные птицы, имеющие ряд характерных адаптаций для добывания и переваривания животного корма. Ряд других плотоядных форм утиных также тяготеет к высоким или умеренно высоким широтам, например каменушка (Histrionicus histrionicus), синьга (Melanitta nigra) и др. Знаменательно, что среди утиных в целом наблюдается повышение плотоядности к северу как по числу видов, так и в пределах ареалов отдельных видов (Исаков, 1952).
На фоне общего обеднения авифауны в Арктике сравнительно хорошо представлены и соколообразные, из которых два вида - характерные обитатели заполярных ландшафтов и несколько полизональных и бореальных заходит в тундровую зону либо заселяют всю ее. Всю территорию тундры заселяют и совы (один типичный арктический и один полизональный вид).
Менее отчетливы, но все же достаточно определенны подобные соотношения среди воробьиных (см.: Чернов, 1967, 1980). Самые массовые, заселяющие наиболее типичные элементы арктических ландшафтов, воробьиные в Евразии - подорожник (Calcarius lapponicus), пуночка (Plectrophenax nivalis), рогатый жаворонок (Eremophila alpestris) и краснозобый конек (Anthus cervinus). Из них подорожник и пуночка-типичные политрофы (смешанное животно-растительное питание), но в летний сезон у них явно преобладает энтомофагия (особенно у пуночки в самых высокоширотных районах Арктики). Рогатый жаворонок - энтомофаг с существенной долей фитофагии, краснозобый конек-типичный энтомофаг. Как будто здесь наблюдается паритет между плотоядностью и фитофагией. Но все же следует подчеркнуть, что летом эти виды питаются в основном как энтомофаги.