Еще более показательны насекомоядные. Казалось бы, тундра - крайне неблагоприятная среда для этих зверьков, в том числе для мелких землероек с их интенсивным метаболизмом (отсутствие рыхлой подстилки, очень плотный снежный покров, промерзающий поверхностный слой почвы и моховой покров, краткий бесснежный период и т.д.).
Тем не менее они весьма успешно осваивают тундру. Большинство обитающих в Сибири бореальных видов бурозубок проникает в той или иной мере в Субарктику. Так, С.С. Шварц (1963) относил к обычным обитателям южной тундры и лесотундры Евразии арктическую бурозубку Sorex arcticus (в настоящее время палеарктические популяции этого вида относятся к S. tundrensis), крупнозубую бурозубку (S. daphaenodon), обыкновенную (S. araneus), крошечную (S. minutissimus), малую (S. minutus), а также кутору (Neomys fodiens). А для всей тундровой зоны, включая американский сектор, он приводит 9 видов насекомоядных. Настоящих арктических или даже гипоарктических видов среди насекомоядных, по-видимому, нет. Едва ли к ним может быть причислена и S. tundrensis, хотя этот вид весьма широко распространен в тундрах, в частности, встречается на Таймыре вплоть до низовий р. Пясина, т.е. до северной части подзоны типичных тундр (Орлов, 1978), где не встречается ни одного вида бореальных, полизональных и даже гипоарктических форм грызунов.
Бесспорно относительно интенсивное освоение насекомоядными тундровых ландшафтов в сравнении с мышевидными грызунами. Очевидно, для бореальных нехищных форм млекопитающих граница леса гораздо более мощный рубеж, чем для плотоядных.
Большинство бореальных и полизональных грызунов, проникающих в Субарктику, ограничиваются лесотундрой и самой южной полосой тундры (Microtus oeconomus, М. agrestis, Clethrionomys rufocanus, С. rutilus, Arvicola terrestris и др. - Шварц, 1963). Вместе с тем, зайцы (Lepus timidus в Евразии и L. arcticus в Америке) повсеместно заходят в тундровую зону до ее северных границ и местами весьма обычны в подзоне арктических тундр. Северный олень (Rangifer tarandus), вероятно, сформировался как лесной или горно-лесной вид, а в настоящее время образует множество тундровых популяций разного таксономического ранга.
Сопоставление представленности разных групп млекопитающих в Арктике хотя и не дает четкой картины, все же в определенной мере свидетельствует о некоторых преимуществах плотоядных форм в процессах освоения условий высоких широт. При этом следует особо принять во внимание относительное разнообразие и вообще высокие показатели биологического прогресса в Полярном бассейне комплексов ластоногих и китообразных, которые все являются плотоядными формами.