Тундровые сообщества развиваются в условиях дефицита тепла, что создает абсолютную, «проникающую» экстремальность среды для всех биологических процессов.
Различные адаптации арктических растений и животных (мелкие размеры, поглощающая тепло окраска, опушение, форма тела, приспособление к лучшему использованию микроклимата, активная жизнь под снегом и др.) способствуют лишь несколько более экономному расходованию тепла, помогают избегать действия низких температур, но не могут кардинально изменить общую для всех специфику арктической среды. Этим экстремальность среды заполярных ландшафтов коренным образом отличается от экстремальности аридных территорий, где наряду с общей сухостью влага все же есть, и местами в неограниченном количестве. Поэтому эволюция не бессильна в борьбе с экстремальностью аридного климата, и у животных и растений формируются разнообразные приспособления борьбы за влагу (рытье нор и глубоких вертикальных ходов, запасающие воду ткани, повышенная скорость передвижения, развитие мощной глубоко проникающей корневой системы и т.д.). Иными словами дефицит климатической влаги - гораздо более мощный фактор адаптивной радиации, интенсивности видообразования, чем недостаток тепла.
Распределение среднеиюльских температур (по: Агроклиматический атлас мира, 1972; Атлас океанов, 1980); жирная линия - южная граница тундровой зоны.
В тундровой зоне гораздо более отчетливые, чем в других зонах, зависимости показателей структуры сообществ от количества тепла. При этом следует иметь в виду, что холод влияет на структуру сообществ в значительной мере опосредованно, в частности через краткость вегетационного периода, малое количество азота, низкое видовое разнообразие флоры и фауны, структуру и динамику грунтов и т.д. Особенно большое значение для тундровых сообществ имеет важнейшая черта климатических режимов Заполярья - их резкие широтные градиенты. Так, на территории Большеземельской тундры на протяжении 300 км среднеиюльская температура увеличивается с 6 до 12°.
Примерно на такой же порядок, с 13 до 20°, изменяется июльская температура на всей территории Русской равнины, на протяжении 2000 км, от полярного круга до 50-й параллели, где сменяются четыре природные зоны. Между тем «цена» любой прибавки температуры в условиях высоких широт безусловно намного выше, чем в умеренном поясе. В связи с этим сообщества Арктики очень сильно дифференцированы в широтном направлении. На протяжении тундровой зоны с севера на юг наблюдаются очень резкие изменения основных параметров организации сообществ, адаптивных особенностей видов и характера их ландшафтного распределения. На сравнительно небольшом протяжении в высоких широтах сменяется несколько резко отличных друг от друга зональных биомов, что выражается в весьма сложной системе сопряженных и перекрывающихся категорий - зон, подзон, промежуточных полос, имеющих разный смысл и объем.