Завоевание животными территории той или иной зоны в одних случаях может происходить за счет общей эврибионтности и пластичности, в других связано с микроэволюционными процессами или видообразованием.
Возможен вариант, когда вид, не обладая широким экологическим диапазоном и не будучи связан с характерными для данной зоны климатическими условиями на протяжении своей истории, все же оказывается в силу каких-то специфических черт своей биологии способным обитать в ее пределах. Это совпадение признаков вида с требованиями среды того или иного типа может быть случайным. При этом можно говорить о преадаптивном пути освоения той или иной зоны.
Многие авторы рассматривают принцип преадаптации как одну из основных составных частей современной теории эволюции (Симпсон, 1948; Simpson, 1953; Schellhorn, 1969; Майр, 1968; Шварц, 1963, 1969). Как отмечает С.С. Шварц, признание преадаптивного пути неизбежно при решении проблемы приспособления к резко экстремальным типам среды. Его мысль сводится к тому, что если мы имеем дело, например, с ультрапессимальным климатом высокополярных районов, то можно представить адаптацию к нему высокоразвитых животных только в том случае, если допустить, что у них уже были какие-то специфические признаки, позволившие им поселиться в столь суровых условиях. Дальнейшая эволюция могла закреплять, совершенствовать и видоизменять эти признаки. По мнению С.С. Шварца, признаки, абсолютно необходимые в крайне суровом климате, могут возникать и в более мягких условиях, где они не столь необходимы, сколь полезны.
Можно привести бесконечное число примеров явно преадаптивного происхождения жизненно важных признаков. По мнению Д. Дуайта (Dwight, 1963), невозможно представить, что все специфичные особенности пингвинов, позволяющие им обитать в ультрасуровых условиях Антарктики, здесь же и сформировались. Вероятно, путь пингвинам к освоению среды современной Антарктики открыли некоторые адаптации, возникшие в менее суровых условиях. В дальнейшем они могли совершенствоваться. Такой подход к проблеме преадаптации, трактовка ее как «предрасположенности» организмов к обитанию в тех или иных условиях, ничего общего не имеет с автогенезом, обвинения в котором сопровождали концепции преадаптивного пути.