У гомойотермного вида более южного происхождения и теплолюбивого следует ожидать обратную картину изменчивости - увеличение размеров к югу. П.В. Терентьев получил такую кривую для камышовой овсянки. Отсутствие спада кривой, очевидно, объясняется тем, что южная граница ареала этого вида не переходит за пределы климатического оптимума.
Изменение среднего веса (г) половозрелых Eisenia nordenskioldi в зональных сообществах от средней тайги (около устья Подкаменной Тунгуски) до арктических тундр Таймыра. Данные автора. Положение точек на условной шкале примерно соответствует зональной принадлежности района (в центре или на периферии подзоны).
По-видимому, реакция вида на климатические градиенты представляет собой частный случай общего правила зависимости организмов от экологических факторов. Тип кривой определяется характером экологического диапазона вида.
П.В. Терентьев (1947, 1951, 1970) подчеркивал, что закон оптимума в одинаковой мере приложим как к гомойотермным, так и к пойкилотермным организмам и что в этом смысле принципиальной разницы в закономерностях изменчивости этих групп животных быть не может. Между тем многие авторы считают, что правило Бергмана приложимо только к гомойотермным животным. Рассуждая логически, исходя из принципов терморегуляционных механизмов, некоторые авторы предполагают не обратную, как у теплокровных, а прямую зависимость размеров пойкилотермных животных от температуры. Вместе с тем широко известны детальные исследования В.В. Алпатова (1927, 1935 и др.) по медоносной пчеле {Apis mellifera). Он показал, что у этого вида наблюдается отчетливое уменьшение размеров с севера на юг. Однако размеры жужелицы Pterostichus melanarius на территории Русской равнины увеличиваются с севера на юг (Шарова, Седов, 1972). То же наблюдается и у саранчовых рода Euchortippus (Литвинова, 1972). Размеры семиточечной божьей коровки (Coccinella septempunctata) в разных зонах существенно не меняются. Очень мало данных о том, как ведет себя вид на границе ареала в неблагоприятных климатических условиях.