Общеизвестно бесконечное разнообразие онтогенетических приспособительных реакций организмов на изменение условий среды: отрастание волоса и подпуши у млекопитающих в холодных условиях, быстрое половое созревание и меньший вес при недостатке пищи, изменения формы тела при разных влажности и плотности субстрата, колебания плодовитости в зависимости от численности жертв и т.д.
Эти целесообразные реакции организмов на градиенты среды, объединяемые понятием модификации, характеризуют «норму реакции» данного вида на внешние факторы. Они отражают наследственно закрепленные свойства видов определенным образом реагировать на те или иные изменения среды. Это тот резерв фенотипической пластичности, который позволяет виду существовать при больших или меньших колебаниях условий жизни, в том числе в различных зонах. Эволюционная оценка приспособительных целесообразных реакций на условия среды определяет тот рубеж, который разделяет два лагеря эволюционистов - ламаркизм и дарвинизм.
Фенотипическая неоднородность вида в пределах ареала может быть следствием и других причин: генотипической неоднородности популяций, адаптивных микроэволюционных механизмов и генетико-автоматических процессов. Все эти явления наряду с модификационной пластичностью фенотипа определяют возможность обитания вида в различных зонально-климатических условиях. В целом они составляют чрезвычайно сложную, запутанную и относительно мало исследованную (в сравнении с общим уровнем современного состояния эволюционной теории) проблему географической изменчивости.
Географической изменчивости посвящена весьма обширная литература, но ее анализ с точки зрения современной эволюционной теории встречает ряд трудностей. В подавляющем большинстве работ общие тенденции географической изменчивости в связи с климатическими факторами рассматриваются с типичных ламаркистских позиций. Это в полной мере относится к работам первой половины нашего века и отчасти свойственно некоторым исследованиям самых последних лет. Чаще всего такая трактовка - результат стихийного подхода, однако имеются примеры использования географической изменчивости в качестве подтверждения ламаркистских концепций (см. Лукин, 1940).