С.С. Шварц (1963) затрагивает еще одну очень интересную и совсем неисследованную сторону зонального распределения животных.
Известно, что границы зон не совпадают с широтами, так как определяются не только распределением солнечной суммарной радиации, но и циркуляцией атмосферы, особенностями подстилающей поверхности и т.д. Например, на Таймыре южная граница тундровой зоны проходит примерно по 71-72° с. ш., а на Югорском полуострове по 67° с. ш. В Северной Америке южная граница тундр в целом расположена много южнее, чем в Азии. Очевидно, районы, сходные по зональному положению и основному типу ландшафта, но лежащие в разных широтах, могут сильно различаться продолжительностью светлого времени, фенологических периодов, вегетационных фаз и т.д. Все это может препятствовать расселению одних видов и благоприятствовать другим. С.С. Шварц отмечает, что в Северной Америке многие широко распространенные млекопитающие заселяют всю Субарктику, тогда как в Сибири лишь заходят в южные тундры или лесотундру.
По нашим наблюдениям, в европейской Субарктике южные формы проникают в тундры дальше, чем на Таймыре. На Югорском полуострове в разных группах значительно больше бореальных насекомых, чем в сходных по зональному положению районах Сибири. Из жужелиц здесь обычны такие бореальные виды, как Nebria gyllenhali, Patrobus septentrionis, Pelophila borealis. На Таймыре в подзоне типичных тундр ни один из этих или других аналогичного распространения видов не встречен. Самый массовый из субарктических видов жужелиц Amara alpina в европейском секторе Субарктики многочислен во всех подзонах (от Воркуты до севера Вайгача). На Таймыре этот вид обычен лишь до северных пределов типичных тундр, но исчезает в арктических (например, совсем отсутствует на побережье бухты Марии Прончищевой, редок в окрестностях Диксона).
Все эти примеры свидетельствуют о бесконечном разнообразии факторов, как биотических, так и абиотических, которые необходимо учитывать при разрешении проблемы адаптации к зональным условиям. Очевидно, эти процессы строго специфичны для разных видов и групп, и общие закономерности здесь могут выводиться только как результат суммирования огромного числа частных вариантов.
Существует множество путей преодоления климатических рубежей и заселения различных зон наземными животными. Главнейшие из них: 1) изменение биотопических отношений; 2) варьирование популяционной структуры; 3) проявление общей эврибионтности, т.е. способности обитать в широких пределах колебания среды; 4) модификационная мобильность фенотипа; 5) микроэволю-ционные адаптивные преобразования популяций, базирующиеся на генотипической изменчивости; 6) эволюционные перестройки, связанные с процессом видообразования.