pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Биота подзоны арктических тундр

Биота подзоны арктических тундр

 

Истоки тундровой флоры и фауны могли быть связаны с ландшафтами и сообществами иного типа, чем современные зональные тундры. Вместе с тем фауна и флора тундровой зоны весьма неоднородны.

В частности, биота подзоны арктических тундр выглядит весьма специфичной, резко обособленной от более южных. В этой связи небезынтересно напомнить представления Б.Н. Городкова о специфичности и глубокой древности флоры арктических пустынь (арктические пустыни Б.Н. Городкова включают и арктические тундры в нашем понимании). По его представлению, эта флора резко обособлена от собственно тундровой, очень древняя, возникшая «на полярных высокогорьях третичного времени» (Городков, 1952).

Вполне логичен вывод о том, что современные тундровые зональные сообщества формируются принципиально разными по происхождению и возрасту комплексами, в частности - потомками очень древних и обособленных флор и фаун приполярных высокогорий глубокой древности, а также выходцами из плейстоценовых и постплейстоценовых гипоарктических ландшафтов. Но и в том и другом случае приходится констатировать принципиальные отличия исходных ландшафтов, с которыми связана ранняя история арктической биоты, от современных зональных тундр, одних из самых молодых сообществ на Земле.

В.В. Жерихин (1978) пришел к такому же выводу относительно тропических сообществ, которые, по его мнению, «наряду с тундровыми вообще принадлежат к числу самых молодых на Земле». Это мнение представляется спорным. Оно базируется на фактах молодости и прогрессивности многих таксонов, виды которых играют первостепенную ценотическую роль в тропиках. Между тем это может быть критерием молодости фауны и флоры, но отнюдь не типа сообществ. Строго говоря, эти факты бесспорно свидетельствуют лишь о том, что свойства тропических сообществ способствуют усилению интенсивности эволюционных процессов и что в этих условиях преимущество получают прогрессивные продвинутые группы организмов.

Совершенно очевидно, что интенсивные эволюционные процессы в тропических сообществах могут существенно менять видовой состав, систематическую «обеспеченность» биоценозов, приводить к смене групп в составе тех или иных ценотических блоков, но это отнюдь не значит, что столь же коренным преобразованиям должна подвергаться и синэкологическая организация. Действующие в сообществах принципы множественного обеспечения функций, викариата, резервного разнообразия (основную ценотическую роль играет лишь часть всего видового состава) обусловливают консерватизм синэкологической организации по отношению к эволюционным флоро-фауногенетическим процессам.

Нам представляется, что тундровые и тропические сообщества должны характеризоваться комплексом параметров, противоположных по критерию «возраста». В молодых тундровых сообществах наибольшую ценотическую значимость имеют таксоны невысокого эволюционного уровня и велика доля относительно древних и обособленных видов; в гораздо более древних тропических сообществах наибольших показателей биологического прогресса, ценотической роли достигают прогрессивные, относительно продвинутые группы при большом удельном весе весьма молодых рецентных видов.