pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Снижение разнообразия пживотных с продвижением от тропиков к полюсам

Снижение разнообразия пживотных с продвижением от тропиков к полюсам

 

В качестве примера возьмем класс птиц. Основное их разнообразие сосредоточено в тропиках, где расцвета достигают самые молодые продвинутые отряды: воробьинообразные, ракшеобразные, дятлообразные, попугаеобразные, стрижеобразные и др.

Снижение разнообразия птиц с продвижением от тропиков к полюсам совершается прежде всего за счет уменьшения доли или полного выпадения самых продвинутых отрядов. Так, уже в пределах субтропиков выпадают попугаи, резко снижается разнообразие ракшеобразных, дятлообразных, кукушкообразных и т.д. До южной половины умеренного пояса доходят представители ракшеобразных, до его северной полосы - единичные виды кукушек, дятлов. Зато в бореальном поясе повышаются удельный вес в авифауне и ценотическая роль курообразных, гусеобразных, ржанкообразных.

 

Воробьинообразные сохраняют господствующее положение среди птиц до северной части умеренного пояса, но граница субарктического пояса для этого отряда оказывается чрезвычайно мощным экологическим барьером, который преодолевают лишь единичные виды. Тундра - единственный тип ландшафта, в котором воробьиные уступают первенство по числу видов другим группам. В собственно Арктике, у северных границ тундры, так же как и в аналогичных ландшафтах Антарктики, воробьиные единичны либо отсутствуют, тогда как доминирующее положение занимают такие группы, как пингвины, трубконосые, гагары, ржанкообразные, гусеобразные.

 

Как сказано выше, здесь имеется один нюанс, связанный с тем, что соотношение по степени продвинутости сопряжено с соотношением гидрофильных и сухопутных групп. Однако в данном случае главное не в количестве примитивных, в основном гидрофильных групп, а в безусловном отчетливом снижении адаптивных возможностей наиболее продвинутых групп, в особенности воробьиных, которые в наземных сообществах высоких широт по существу замещаются ржанкообразными, в первую очередь куликами. Практически аналогичную картину глобального распределения порядков дает и класс двудольных растений.

Таким образом, в зависимости от того, каков объем, ранг и биологическая специфика взятой для анализа группы, центр ее адаптивной зоны может занимать различное положение, однако для крупных групп ранга класса или отряда наиболее велика вероятность нахождения его в тропическом или субтропическом поясах. Положение периферической зоны, в которой выше удельный вес примитивных таксонов, гораздо более разнообразно, но для таксонов высшего ранга в качестве таковой могут выступать краевые части глобальной системы зональности.

Пока еще не совсем ясно соотношение этой закономерности с другими общими биогеографическими явлениями, объясняемыми, например, концепциями «оттесненных реликтов», «тропического давления» и т.д. (см.: Жерихин, 1978; Еськов, 1984).