Вместе с тем в сукцессионно-динамическом плане арктические сообщества характеризуются чертами пионерности, незавершенности. Ряд зональных сообществ от полярных пустынь до южных тундр и лесотундры можно представить как некий аналог единой сукцессионной серии, в которой самым ранним этапам соответствуют ценозы полярных пустынь, наиболее продвинуты - южнотундровые и лесотундровые (Чернов, 1978).
Таким образом, при сопоставлении сукцессионно-динамических и возможных филоценогенетических особенностей сообществ высоких широт намечается своего рода аналогия с биогенетическим законом (проявление признаков ранних этапов эволюции на первых стадиях индивидуального развития).
Все эти черты, заставляющие при характеристике тундровых и полярно-пустынных сообществ применять понятия архаичности, примитивности, усиливаются своеобразным положением в ценозах многих таксономических групп животного и растительного мира Арктики. Существует мнение (Жерихин, 1978), что первичные покрытосеменные на заре своей бурной эволюции формировались как «сорные» растения, не входившие в сложные насыщенные ценозы и имевшие статус пионеров, поселявшихся на оголенных грунтах на самых ранних стадиях сукцессионного процесса. В связи с этим они в меньшей мере подвергались стабилизирующему отбору и сформировали свою поразительную пластичность, позволившую им за короткий срок вытеснить из основных биотопов другие группы растений.
Внедряясь в начальные стадии сукцессионных рядов и будучи на этих стадиях гораздо более сильными конкурентами по сравнению с прочими растениями, они прерывали сукцессии, не давали сформироваться климаксовым стадиям, которые стабилизировали бы ценотическую среду. Важная черта цветковых, усиливающая их конкурентоспособность, - произрастание куртинами с концентрацией большого количества цветков на небольшом пространстве, что способствует также привлечению опылителей.