По мнению В.В. Жерихина (1980), древнейшей из известных ископаемых энтомофаун, явно существовавшей в условиях холодного климата, является фауна нижнеплиоценовых и верхнемиоценовых отложений на севере Канадского Арктического архипелага.
Однако ее состав указывает на существование отнюдь не настоящих тундровых, а скорее лесотундровых сообществ. Плиоценовые фауны Аляски соответствуют животному миру северной тайги. Комплексы насекомых, которые можно считать показателем более или менее типичных тундровых условий, известны только из антропогеновых отложений.
По данным С.В. Киселева (1981), тундровые (по современной приуроченности) формы в плейстоценовых отложениях образовывали комплексы либо со степными, либо с таежными видами. Ни в одной из ископаемых фаун Колымской низменности, в том числе на побережье, в районах современных типичных или арктических тундр, не отмечено чисто тундровых композиций насекомых. Очевидно, в плейстоцене чисто тундровые сообщества, аналогичные современным, если и развивались, то не занимали доминирующего положения в ландшафте.
Хорошим показателем условий и типа сообществ в древних ландшафтах может служить соотношение жизненных форм в ископаемых комплексах. Так, в тундровых группировках среди жуков безусловно господствующее положение занимают хищники - большая часть видов жужелиц и стафилинид. Преобладание или существенный удельный вес фитофагов, в частности листоедов и долгоносиков, с определенностью должен указывать на сообщества лугового или степного типа. Удельный вес фитофагов во всех позднекайнозойских фаунах жуков Колымской низменности оказался очень велик, почти во всех случаях они составляют долю, соответствующую не тундровым, а аридным или криоаридным условиям.
Вместе с тем следует учесть некоторые возможные особенности тафономии тундровых насекомых. Безусловно, что типичные обитатели плакорных тундр имеют меньше шансов попасть в захоронение, чем обитатели интразональных сообществ - пойм, береговых склонов с разнотравно-кустарничковыми и луговыми сообществами, в которых даже в северной полосе Субарктики численность и ценотический вес типичных фитофагов - листоедов, долгоносиков могут быть очень высокими (Чернов, 1978). В связи с этим вполне возможно, что ископаемые композиции кайнозойских жуков древних приполярных ландшафтов в гораздо большей степени отражают характерные черты интразональных сообществ, чем зональных.