В.Г. Мордкович (1973) отмечает большое сходство состава фауны побережий соленых озер юга Сибири с фауной побережий Средиземного, Балтийского и Северного морей.
В частности, обнаружено 16 видов жуков, общих для хаковых солончаков Сибири и морского побережья Эстонии. Очевидно, условия в осушных местообитаниях нивелируют резкие климатические градиенты и способствуют широкому расселению, а также сохранению видов в этих специфических биотопах при колебаниях зональных границ.
Современные ареалы некоторых амфибиотических форм, в том числе галофильных, есть результат не только их непосредственного расселения, но и истории формирования береговых линий. Трансгрессии моря способствовали обмену прибрежными фаунами между разными районами, а в регрессивные эпохи вследствие изоляции отдельных бассейнов формировались местные фауны (Синицын, 1962). По мнению В.Г. Мордковича (1973), обитание в условиях осушных местообитаний способствовало сохранению многих форм в неизменном виде в отдаленных районах в регрессивные эпохи при длительной изоляции. Поэтому среди прибрежных форм можно встретить как узких эндемиков, так и космополитов.
В закономерностях распространения обитателей побережий много общего с ареалогией водной прибрежной фауны (Гурьянова, 1959). Сходство экологических режимов в осушных зонах должно способствовать не только формированию обширных ареалов, но и конвергентным эволюционным процессам. Здесь уместно привести образное выражение Л.А. Зенкевича: «...литораль различных побережий земного шара - это пьеса с одними и теми же действующими лицами, но разыгрываемая в различных местах разными актерами» (цит. по О.Б. Мокиевскому: Океанология, 1969).
К категории мультизональных относятся также ареалы многих болотных форм. Так, желтоголовая трясогузка (Motacilla citreola) отдельными пятнами встречается от Ямала и Таймыра до Ирана и Китая. И.В. Кожанчиков (1953) отмечает широкое распространение по болотным местообитаниям в пределах Субарктики и лесной полосы некоторых видов бабочек-совок. Среди птиц мультизональность характерна также для видов, гнездящихся в различных укрытиях, на скалах, крутых берегах, что отчасти обусловливает переход их в культурный ландшафт. Таковы сокол-сапсан (Falco peregrinus), обыкновенная каменка (Oenanthe oenanthe), сова-сипуха (Туto alba) и т.д. Гнездование в укрытиях имеет значение, аналогичное сглаживающему эффекту интразональности. Открытое гнездование, напротив, способствует выработке более совершенных адаптации у птиц к тому или иному типу климата. В пустынной зоне у них развиты более совершенные терморегуляторные адаптации, чем у скрыто гнездящихся (Пономарева, Гражданкин, 1973).