Интересные закономерности выявляются при анализе проникновения лесных мышевидных грызунов в степную зону (Щепотьев, Спицын, 1963; Щепотьев, 1972).
Рыжая полевка (Clethrionomys glareolus) в лесостепи и северной степи повсеместно обычна в островных лесах. Южнее, в степной зоне, по мере исчезновения водораздельных лесов основными стациями ее обитания становятся байрачные и пойменные леса. Далее всего в степную зону она проникает по облесенным поймам. Н.В. Щепотьев (1972) показал, что популяции лесной мыши, проникающие по экстразональным и интразональным растительным сообществам в степную зону, весьма хорошо адаптированы к ее условиям. В Нижнем Поволжье этот вид заселяет байрачные и пойменные леса, кустарники у водоемов; поля и т.д., а также плакорные вторичные сообщества - бурьянники, в которых условия весьма близки к зональным степным режимам. В них формируются длительно существующие независимые популяции этого вида.
Обычно политопные виды на границе своего ареала сохраняются в локальных внеплакорных местообитаниях с наиболее благоприятными условиями. Например, многие обнаруженные в тундровой зоне бореальные жесткокрылые -пилюльщик Byrrhus pilula, щелкун Hypnoidus rivularius, жужелица Pelophila borealis, листоед Chrysolina marginata и др. - приурочены к хорошо прогреваемым разнотравным южным склонам. На границе ареала вид мобилизует возможности своей экологической пластичности и иногда связан с условиями, резко отличающимися от его типичных биотопов. Особенно наглядно это прослеживается на севере.
Серая ворона на Кольском полуострове трофически тесно связана с морским побережьем (Бианки и др., 1967). Дрозд-белобровик (Turdus musicus) встречается до северных пределов распространения древесной растительности и местами заходит также в кустарниковые тундры, например под Воркутой, но отсутствует в большей части северных тундровых подзон. Однако на острове Диксон, т.е. в подзоне арктических тундр, существует малочисленная популяция белобровиков, гнездящихся среди обломков скал и на навигационных знаках у моря. Чечетка (Acanthis jlammea) и овсянка-крошка (Emberizapusilla) в южной полосе Субарктики связаны с кустарниками, но местами проникают и в северную полосу тундровой зоны, где приурочены к поселениям человека. Такой характер распространения свойствен в основном процветающим в биологическом отношении видам. А.С. Мальчевский (1968), анализируя ареал дрозда-белобровика, называет его «сильным видом», переживающим период экспансии.