Такие виды, как грач, скворец, обыкновенный соловей, обыкновенная пустельга, обыкновенная горлица, кобчик, сорокопут-жулан, садовая овсянка, обитают далеко за пределами лесостепи и формально могут быть отнесены к малоспецифичным в зональном отношении.
Между тем только в лесостепи они находят оптимум ландшафтно-климатических условий. Здесь их распространение носит наиболее сплошной характер. К югу и северу они становятся все более спорадичными, теснее связанными с интразональными и особенно антропогенными биотопами.
Именно «срединное» положение экологических диапазонов процветающих в лесостепи видов позволяет обитать им как в зоне смешанных лесов, так и в умеренно аридных районах. Некоторые из доминантов лугостепных сообществ южнее переходят под полог байрачных лесов и кустарников. Так, многочисленная в луговой степи Центрально-Черноземного заповедника улитка Chondrula tridens в степной зоне обитает в основном в байрачных лесах (Гиляров, 1965).
Напрашивается вывод, что обширные полизональные ареалы доминирующих в лесостепи видов - результат их экспансии по интразональным биотопам из области экологического оптимума. Весьма возможны их первичные генетические связи именно с лесостепью. Однако такое предположение не может быть доказано только фактом экологического процветания в лесостепи. Ведь возможен и противоположный путь - вселение в лесостепь мезофильных форм, фауногенетически связанных с интразональными биотопами других зон.
Изложенное выше заставляет признать необходимость детального анализа степени самобытности и автохтонности животного населения лесостепи. Совершенно очевидна огромная роль лесостепного ландшафта, занимающего промежуточное положение между гумидными и аридными зонами, в формировании современного животного мира умеренного пояса.
Зональное распределение наземных животных подчиняется индивидуалистическому принципу, лежащему в основе континуума сообществ. Вероятно, связь видов с периферийными частями зоны - более частое явление, чем распределение по всей, ее территории. Между тем в современной зоогеографической литературе весьма распространено неоправданное стремление относить каждый вид к «типичным» представителям той или иной зоны (Кучерук, 1959; Кулик, 1972, 1973).