Выше уже отмечалось, что уровень видового богатства систематических групп изменяется по-разному в пределах глобальных или континентальных градиентов.
Более того, разные таксоны, например отряды или семейства, одного класса часто демонстрируют сугубо индивидуальный характер варьирования разнообразия (Чернов, 1989; Currie, 1991). При этом специфика реакций разных таксонов увеличивается в сторону не только понижения таксономического ранга, но и уменьшения пространственных масштабов (глобальный - континентальный -локальный). При наличии общей тенденции изменения разнообразия реакции отдельных таксонов на пространственное варьирование климата могут существенно различаться. На примере арктической биоты показано, что связь числа видов всей флоры сосудистых растений со среднеиюльской температурой в высоких широтах имеет логистический характер, тогда как видовое богатство отдельных семейств изменяется по-разному (Чернов, 1989). На этом основании всю конкретную флору можно рассматривать как определенным образом организованную целостность, а наборы видов отдельных семейств - как ее элементы, части.
При нарастании климатического пессимума наблюдается не монотонное снижение представленности всех таксонов, а в основном резкое снижение значимости или полное выпадение одних при относительном процветании других - как следствие блочного принципа организации биоты (Чернов, 1984). Имеются основания полагать, что изменчивость разнообразия сходна на уровне таксонов высшего ранга, например класса, и более специфична при его снижении (например, семейства, роды). Причины этого пока не ясны. Возможно, на уровне крупных таксонов ведущими являются одни факторы, например глобальное распределение доступной энергии, а на уровне семейств выступают другие, экологические и эволюционные. Как правило, семейство растений или животных имеет центр разнообразия в каком-то регионе или в пределах какой-то зоны. При удалении от него разнообразие снижается в соответствии с индивидуалистическим принципом, лежащим в основе концепции пространственного континуума. Вероятно, определенную роль играет здесь и экологическая специфика надвидового таксона, определяемая той средой обитания, в которой происходили максимальные видообразование и адаптивная радиация.