В этом аспекте весьма показательны примеры обратно-сопряженного распределения групп разного филогенетического уровня.
Таковы соотношения ржанкообразных и воробьинообразных. Доля в конкретных авифаунах первых увеличивается от экватора к полюсу, а вторых - к экватору. При этом наблюдается по существу экологический викариат, формирование аналогичных жизненных форм. Так, воробьиные в значительной степени замещаются ржанкообразными в различных звеньях тундровых сообществ. Например, поморников с некоторой долей условности можно считать аналогом врановых. Очень показателен в этом плане пример белых ржанок (Chionis). Эти крайне своеобразные представители ржанкообразных живут почти оседло на побережьях Антарктики. По ряду особенностей телосложения, поведения, размножения (длительное пребывание птенцов в закрытом гнезде) эти «сухопутные» птицы резко отличаются от большинства куликов.
Аналогичные соотношения можно обнаружить и среди водных животных. Так, карпообразные, наиболее продвинутая группа пресноводных рыб, максимально разнообразны в тропиках. К высоким широтам число их видов снижается, и в Арктике они практически исчезают. Лососеобразные, сохранившие ряд весьма примитивных черт, напротив, приурочены в основном к бореальным и арктическим районам. Причем в высокоширотной Арктике гольцы, хариусы и сиги остаются единственными представителями пресноводных рыб. При этом среди них можно выделить ряд жизненных форм, аналогичных таковым карпообразных. На возможность интерпретации соотношения этих групп как экологического викариата указывал Г.В. Никольский (1954).
Изменение долей ржанкообразных (1) и воробьинообразных (2) в авифаунах от полярных пустынь до лесостепи в зависимости от среднеиюльской температуры (по Агроклиматическому атласу, 1972 с уточнениями в соответствии с данными Справочников по климату СССР). По оси ординат - доля от общего числа видов птиц, %.