Подобные соотношения прослеживаются в самых разных группах организмов. В частности, мы их отметили среди двудольных растений Арктики (Чернов, Матвеева, 1983).
Картину весьма интенсивного формообразования, широкой адаптивной радиации в условиях тундр, в особенности в их самых высокоширотных вариантах, демонстрируют, например, лютики, камнеломки, ивы, маки, несколько родов гвоздичных, крестоцветных и др., в основном представители относительно примитивных или умеренно продвинутых таксонов (Буш, 1959; Тахтаджян, 1987).
Показателен такой пример. Камнеломковые (Saxifragaceae) - одна из архаичных полиморфных групп двудольных, помещаемая во всех системах класса на относительно низкий филогенетический уровень (Капранова, Тихомиров, 1978). Эта группа сохраняет очень высокие адаптивные возможности в самых суровых условиях. Так, во флоре полярной пустыни мыса Челюскина камнеломки занимают первое место среди семейств цветковых, в арктической тундре Таймыра - третье и второе среди двудольных (Арктические тундры, 1979). В условиях Арктики камнеломки дают широкую адаптивную радиацию на основе алломорфозов, спектр своеобразных жизненных форм, соответствующих разнообразным нюансам среды (Арктическая флора СССР, 1984).
Наиболее продвинутые апоморфные группы двудольных, в том числе достаточно разнообразные и обильные в бореальных лесных ландшафтах, такие, как зонтичные, губоцветные, норичниковые, сложноцветные (вершина эволюции класса и самое его крупное семейство) в большинстве случаев представлены в высокоширотных тундрах заходящими с юга либо единичными арктическими формами и в целом сдают свои ценотические позиции, что особенно отчетливо выражено в самой северной полосе зоны и в полярных пустынях (Чернов, Матвеева, 1983). Не противоречит этим положениям и факт высокой значимости однодольных во флоре и растительности Арктики. В цитированной работе мы пытались связать это с упрощенностью, инфантильностью, даже своего рода дегенеративностью вегетативной сферы этой группы цветковых, что, возможно, обусловлено неотеническим происхождением, базирующимся на исходных геофильности и гидрофильности (Тахтаджян, 1970).