С.В. Мейен (1986) приводит интересный в этом плане пример хвойных. Семейство сосновых (сосны, ели, лиственницы, пихты), формирующее бореальные леса, относится отнюдь не к самым продвинутым таксонам класса хвойных.
Наиболее их апоморфные современные формы, кипарисовые, хотя и проникают единичными видами в леса умеренного пояса, свойственны в основном ландшафтам с гораздо более мягким климатом, где повсеместно распространены и сосновые. Кроме того, и хвойные в целом среди макрофитов, формирующих леса зональных типов, - одна из самых архаичных групп. И именно они - основные эдификаторы лесных сообществ на их широтном и высотном пределах, в наиболее суровых для деревьев условиях.
Как видим, «разгонка» таксонов по характеру освоения среды в зависимости от уровня продвинутости - примитивности в ряде случаев отчетливо накладывается на глобальный градиент тепловых условий, обусловливающих систему природной зональности. В связи с этим очевидно, что для выяснения общих закономерностей дифференциации биоты особенно важно сопоставление крайних частей зонально-поясной системы биомов - приполюсных и приэкваториальных.
При этом следует еще раз подчеркнуть, что здесь речь идет не о представленности как таковой, а прежде всего о соотношениях в таксономических спектрах, выявляющих по сути большие или меньшие приспособительные возможности группы в данных условиях. Так, в тропиках, где общее биотическое разнообразие наивысшее, естественно, много и примитивных форм. Но для нас важен их удельный вес в общей композиции биоты. Здесь не обсуждается специально и вопрос о зональной приуроченности самых архаичных реликтовых групп, распространение которых часто весьма жестко ограничено биотогенетическими факторами. Не затрагивается также вопрос о соотношении апоморфности и специализации.
Анализ в этом аспекте композиций флоры и фауны Арктики выявил ряд отчетливых закономерностей (Чернов, 1978, 1984; Чернов, Матвеева, 1983), из которых отметим следующие характерные моменты. Наиболее яркие показатели биологического прогресса в условиях Арктики демонстрируют группы, занимающие весьма невысокое положение на филогенетическом древе таксона, характеризующиеся более или менее выраженными признаками примитивности, плезиоморфности. Группы самой верхней части филогенетической иерархии, наиболее продвинутые, с яркими апоморфными чертами, как правило, сдают позиции, занимаемые ими в более южных биомах.