Еще более яркий и важный для понимания смысла этих соотношений пример дают амфибии. Условия обитания наиболее примитивных хвостатых земноводных - скрытожаберников (Cryptobranchiidae) и углозубов (Hynobiidae) экстремальны не только по отношению к адаптивной зоне данного отряда, но, пожалуй, и всего класса в целом: это различные высокогорные биотопы, в том числе холодные речки, приполярные районы с вечной мерзлотой.
Сибирский углозуб (Hynobius keyserlingii) - примитивнейшая форма хвостатых земноводных. Его ареал один из самых обширных в отряде (простирается от побережья Северного Ледовитого океана до юга азиатского континента). Этот вид демонстрирует высокую приспособленность к суровым условиям приполярных ландшафтов, широко распространен и многочислен в континентальных районах севера Азии с очень холодной зимой, от Ямала до Чукотского п-ова обитает в лесотундре, а местами и в южной тундре, в Якутии достигает 72° с.ш. (Боркин и др., 1984; Докучаев и др., 1984; Берман и др., 1984). Углозуб по существу оказывается единственным представителем класса на периферии допустимых для амфибий климатических условий. Из других земноводных далеко на север проникают лягушки рода Rana. Однако, несмотря на явно больший в целом адаптивный потенциал, видовое богатство и экологическое разнообразие, их возможности освоения холодных (высокоширотных и высокогорных) ландшафтов ниже, чем у углозубов (см. Боркин и др., 1984).
Эти тенденции можно проследить на любом таксономическом уровне при самых разных соотношениях апоморфности и плезиоморфности. Так, муравьи подрода Serviformica рода Formica характеризуются рядом генерализованных признаков (Длусский, 1967), что можно рассматривать как показатель большей близости к анцестральным формам. И именно виды Serviformica (F. lemani, F. picea, F. gagatoides, F. uralensis) обитают в условиях, не характерных для рода в целом: на болотах, в высокогорьях, в континентальных районах Сибири с вечной мерзлотой и очень низкими зимними температурами. F. gagatoides - единственный палеарктический вид муравьев с целиком приполярным ареалом, граница которого не опускается южнее 60° с. ш. (Длусский, 1967; Берман и др., 1987).
Во многих случаях подобные ситуации трудно или невозможно связать с постулатом об «оттеснении» в неблагоприятные условия. Это, в частности, отмечает Г.М. Длусский (1967) в отношении муравьев. В любой части ареала таксона могут быть представлены формы самого разного филогенетического уровня, но все же относительно примитивные чаще демонстрируют возможности освоения именно менее благоприятных условий, в которых снижается разнообразие группы и прежде всего сдают свои позиции наиболее продвинутые. Иными словами, выявляются сугубо количественные различия показателей биологического прогресса в зависимости от эволюционной продвинутости и степени экстремальности условий.