pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Структура и функционирование сети охраняемых территорий

Структура и функционирование сети охраняемых территорий

 

Структура и функционирование сети охраняемых территорий в настоящее время не удовлетворяет современным требованиям сохранения и восстановления биоразнообразия, его отдельных уникальных компонентов.

Необходимы как расширение сети охраняемых территорий, так и реорганизация, совершенствование их работы. У нас нет четкой концепции заповедного дела и системы охраняемых территорий в новых социально-экономических условиях. Это, в частности, демонстрирует содержание последнего тома, посвященного заповедникам Сибири десятитомной сводки «Заповедники СССР (России)». Рецензируя эту книгу, В.Н. Калякин (2002), отмечает, что разработанные в нашей стране принципы охраны природы перестают действовать, а сохранность природы «кажется вышла из числа приоритетных проблем государства».

На территории российской Арктики весьма велики резервы расширения системы заповедников. Сейчас в основных регионах Севера они составляют от 2 до 8% территории. Даже на Кольском полуострове, где несколько заповедников, они занимают всего 3% территории, на Таймыре - 5%, на плато Путорана - 8%, на Колымском нагорье - всего 1,5%. Между тем на Крайнем Севере они должны занимать 20-40% площади данной физико-географической области и быть репрезентативными в отношении биологического разнообразия на всех его уровнях.

В заповедном деле сегодняшнего дня возникло много новых проблем, с которыми ранее наши работники охраны природы и природоохранные организации не сталкивались. В книге Ф.Р. Штильмарка (1996) показано, что в период так называемых реформ 90-х годов в развитии природоохранного дела появились многие негативные и опасные тенденции, в том числе: коммерциализация деятельности заповедников; размывание различий между заповедниками и национальными парками и даже охотхозяйствами, утрата ответственности федеральных, краевых и др. органов; отлучение сети заповедников от научно-методического руководства со стороны Российской академии наук и высших учебных заведений; сокращение на порядок реального финансирования. Искажаются основополагающие принципы и цели заповедников, такие, как консервация, неприкосновенность природных комплексов, глубокие научные исследования на их территории в целях накопления массива многолетних данных и проведения биоэкологического мониторинга. Сейчас у нас нет системы критериев и концепции отбора для заповедания территорий и акваторий в Арктике.

Система заповедников должна быть репрезентативной в отношении биоразнообразия российской Арктики в целом. Для более эффективных действий по сохранению биологического разнообразия Арктики в сфере заповедного дела необходимо:

Совершенствование сети и создание новых заповедников разного профиля не только на суше, но и на море. В частности, необходимы новые заповедники на Новой Земле, Вайгаче, в Большеземельской тундре, на Ямале, Гыдане, Чукотке. Некоторые из них уже находятся в стадии планирования и организации, как, например, Гыданский заповедник. Кроме того, следует начинать организацию заповедных акваторий, в первую очередь в Баренцевом и Карском морях. В баренцево-морском секторе должна быть организована система морских заказников, на которых будет осуществляться охрана нереста промысловых рыб, мест линьки и лежки тюленей и др. при строго контролируемой хозяйственной деятельности с ограниченным использованием биоресурсов. Необходимо добиться повышения финансирования заповедников, определить расходы на биомониторинг и научные исследования. Существенным положительным фактором развития заповедного дела может стать широкое привлечение к этой работе коренных жителей.