Общая площадь арктических и приарктических ООПТ составляет около 30 млн. га. Это примерно 5% всей территории российской Арктики в широком смысле.
Сеть организованных и планируемых охраняемых территорий достаточно репрезентативна в отношении нуждающихся в охране и вообще представляющих интерес с природоохранной позиции объектов биологического разнообразия Арктики. Они расположены во всех основных ключевых, в том числе экотонных, типичных зональных, островных, материковых, горных, дельтовых и т.д. ландшафтах Арктики. На их территории достаточно хорошо представлены компоненты и формы биологического разнообразия (редкие виды, гнездовые колонии таких видов, как белый гусь, различные варианты птичьих базаров, места массового отела и летовок диких северных оленей, берлоги белых медведей, уникальные сочетания флористических и фаунистических комплексов, отражающих сочетания зональных и интразональных условий, эволюцию органического мира Арктики и т.д.). В некоторых регионах плотность ООПТ весьма велика. Так, на Кольском полуострове их 6. В восточно-европейском, западно- и среднесибирском секторах существует 12 оформленных и организуемых заповедных территорий. А на всей огромной северной территории Восточной Сибири - всего 4 действующих и несколько планируемых и организуемых.
Несмотря на весьма большое число заповедных территорий, их все же недостаточно с точки зрения современных задач сохранения биологического разнообразия. Б.А. Юрцев (1985) на территории к востоку от Колымы выделил 15 участков, нуждающихся в мерах охраны только с ботанической точки зрения. Ситуация в тундровой полосе Северо-Востока, на Чукотке демонстрирует, что заповедное дело в нашей Арктике по сути находится в зачаточном состоянии. Этот обширный регион особенно богат различными территориями, озерами, островами, побережьями, горными хребтами с такими объектами, как лежбища моржей, места гнездования редких и редчайших птиц, а также сосредоточения их повышенного видового богатства, узкоэндемичные формы млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, растений, уникальные растительные сообщества, в частности реликтовые тундростепи и т.д. Между тем в этой обширной области существуют лишь один функционирующий крупный заповедник, да еще несколько заказников областного значения и планируемые охраняемые территории. Совершенно очевидно, что для успешного сохранения уникального разнообразия флоры и фауны этого региона необходима срочная организация нескольких крупных заповедников со строгим режимом охраны.