Особое внимание следует уделить охране ботанических объектов. В этой области было много необоснованных деклараций.
Сейчас необходимо более профессионально подойти к выделению объектов, действительно заслуживающие природоохранного статуса, более четко ранжировать виды и растительные сообщества по степени их значимости и состояния. Специального анализа заслуживают критерии природоохранного статуса популяций и видов растений, включения их в Красные книги. Примером произвольного определения природоохранного статуса может служить ботанический раздел Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа (1997). Список включенных в нее видов растений отражает интересы составителей к тем или иным флористическим нюансам или эстетические пристрастия, но не в полной мере соответствует природоохранным задачам.
Вероятно, следует обсудить целесообразность создания единой Красной книги Арктики России. Этот вопрос не прост, в том числе в связи с тем, что идет процесс создания региональных Красных книг, захватывающих и арктические территории (уже упомянутая Красная книга Ямало-Ненецкого авт. окр., Красная книга Севера Дальнего Востока России, 1998). Весьма спорна целесообразность использования категории красной книги для наименования документов, отражающих природоохранный статус других объектов, кроме видов. Так, «Красная книга экосистем Кольского Севера» В.В. Крючкова с соавторами (1988) содержит интересный материал по биологическим и ландшафтным объектам, рассматриваемым с природоохранных позиций. Но в реестрах столь разнообразных, разнотипных элементов среды абсолютно невозможно соблюсти единые стандарты, принятые в Красных книгах, что делает бессмысленным использование этого наименования.
Важнейшие задачи - типология, инвентаризация и мониторинг биоценотических комплексов, таких как сообщества лугового и разнотравно-кустарничкового типов, своего рода арктические «оазисы», марши и приморские солончаковые луга, зоогенные ценозы (на птичьих базарах, песцовых норах и т.д.), экстразональные острова леса и высокоствольные кустарники, лесные форпосты на границе и в пределах безлесной тундры, тундростепные сообщества и др. Необходимы глубокая концептуальная оценка, с позиций принципов закона природной зональности и соотношения зональности и интразональности, удельного веса в живом покрове и роли в экосистемных процессах этих локальных, не занимающих больших площадей элементов ландшафта в условиях нарастания климатического пессимума, а также определение их природоохранного статуса и места в системе природопользования и в структуре охраняемых территорий.