Приходится признать, что отечественные исследования флоры и фауны Арктики сравнительно слабо стыкуются с природоохранными задачами, с проблемами заповедного дела, с технологиями сохранения и восстановления компонентов биоразнообразия.
Между тем все прикладные разработки должны базироваться на глубоких предварительных фундаментальных исследованиях. Недопустима ситуация, когда обоснования технологий, например, биоиндикации, экологического прогноза, рекультивации, мероприятий в области реинтродукции, определения природоохранного статуса территорий и акваторий проводятся «с нуля», непосредственно практическими исполнителями, без должного учета научно выверенной достоверной информации. Это не столь уж редкая ситуация в сфере охраны природы и природопользования. Можно привести примеры явно необоснованного выбора заповедных территорий, случаев весьма произвольных занесений видов в красные книги и т.д.
В качестве настоящего курьеза в деле организации заповедных территорий можно привести пример «Большого Арктического заповедника», в который включено около 30 изолированных участков, расположенных на огромной территории всего севера Таймыра и прилежащих островах. Такое расположение заповедных участков не обосновано должным образом и не вытекает из особенностей распределения компонентов животного и растительного мира в этом регионе. Целесообразность такой структуры заповедника отнюдь не подкрепляется весьма поверхностными и не всегда достоверными описаниями растительности и животного мира (Заповедники Сибири, 2000).
К счастью, имеются примеры и противоположного толка, например, глубокое обоснование длительными (в течение десятков лет) полевыми экспериментами восстановительных технологий, разрабатываемых Институтом биологии Коми НЦ УрО РАН под руководством И.Д. Арчеговой. Этот коллектив на базе собственных экспериментов и анализа международного опыта (регулярные симпозиумы) создает целевые технологии рекультивации техногенных грунтов, нарушенных почв, территорий, в том числе загрязненных нефтяными отходами. Разработана целостная, концептуально обоснованная система восстановительных мероприятий в условиях Севера.