Эта тема в последнее время стала особенно популярной в связи с проблемой глобальных изменений и со все более острыми прогнозами антропогенного потепления Арктики (Семилетов, 2001).
Наряду с собственной фундаментальной значимостью ретроспективный анализ арктической биоты стал рассматриваться в аспекте возможности экстраполяций на современную климатогенную и антропогенную динамику экосистем в целях их мониторинга и прогнозирования. Исследователи исторической динамики экосистем и компонентов плейстоцен-голо-ценовых комплексов используют богатый арсенал «регистрирующих структур» (дендрохронология, анализ костных остатков, пыльцевых спектров, субфоссильных захоронений организмов и продуктов их жизнедеятельности, археологические данные и «культурные» остатки, экопреферендумы аналогичных или идентичных рецентных видов, структура ареалов и т.д.). Российскими исследователями интенсивно развиваются методы восстановления истории формирования биоты севера Евразии в плейстоцене и голоцене, а также ее динамики в современную эпоху, в частности с целью определения последствий нарушений среды, химических загрязнений, ядерных взрывов, а также с целью прогноза влияния глобальных изменений.
В этом направлении выполнена интересная серия работ коллективов Института леса СО РАН и Института экологии растений и животных УРо РАН. Таковы проекты РФФИ: Е. А. Ваганов «Рост древесных растений в субарктических районах Урала, Сибири и Дальнего Востока при глобальных изменениях среды и климата»; Н.Г. Смирнов «Реакция важнейших компонентов лесотундровых экосистем и северной границы леса на изменения климата в голоцене Западной Сибири и Полярного Урала». В академических институтах сформировалось несколько научных коллективов и научных школ этого направления, исследующих процессы динамики экосистем и биологического разнообразия севера Евразии и Арктики, в том числе - школы дендрохронологии (Е.А. Ваганов, С.Г. Шиятов) исторической экологии (Л.Г. Динесман, А.Б. Савинецкий), исторической териологии (Н.Г. Смирнов, А.К. Маркова).