В российском тундроведении издавна уделялось большое внимание исследованиям продуктивности растительности. Но их концептуальный и методический уровень традиционно был невысок.
Лишь в самое последнее время появились работы, базирующиеся на современной синэкологической методологии и безупречной методике сбора полевого материала. Их результаты показывают, что данные по продуктивности арктических фитоценозов чрезвычайно важны для понимания общих законов синэкологической организации, в том числе связи продуктивности с видовым разнообразием, роли поли-, олиго- и монодоминантности и т.д. Это особенно ярко демонстрируют данные о структуре и продуктивности растительности в условиях глубокого теплового пессимума полярной пустыни (см.: Матвеева, Заноха, 2002).
В последние годы, в связи с сокращением возможности длительных стационарных исследований развитие функционально-ценотического направления в целом существенно замедлилось. Все меньше публикуется корректных сведений о ценотических отношениях (трофических, симбиотических, конкурентных и др.), о их роли в регуляции популяционной динамики и организации сообществ и экосистем. Необходима всемерная поддержка этого направления, для чего в первую очередь следует развивать полевые экспериментальные работы, возродить работу стационаров, использовать для этих целей сохранившиеся полярные станции, работники которых сейчас крайне заинтересованы в любых контактах с учеными. Работы этого направления показывают, что в условиях обедненной биоты Арктики основное положение всей концепции сохранения биоразнообразия - об уникальности, неповторимости и непреходящей ценности каждого вида - приобретает особенно острый смысл.