В соответствии с логикой развития синэкологических исследований зоологи в последние десятилетия стали все больше уделять внимания роли различных форм поведения, этологическим механизмам регуляции динамики популяций и видового разнообразия сообществ.
В первую очередь это проявляется в работах орнитологов, в частности насыщенная интересным материалом фундаментальная книга В.К. Рябицева (1993), основанная на многолетних стационарных исследованиях. На примере внутривидовых и межвидовых территориальных отношений раскрыта роль видового разнообразия в процессах регуляции динамики популяций и сообществ птиц. Эта работа демонстрирует особую эффективность и значимость птичьих ассоциаций Арктики (не меньшую, чем - леммингов) при решении общих вопросов популяционной экологии и синэкологии.
Естественно, что ключевой момент в исследованиях организации арктических экосистем -трофо-энергетические процессы. Этот аспект не входит в сферу настоящего обзора. Заметим лишь, что исследования термодинамических параметров арктических организмов у нас развиты явно недостаточно. Лидируют в этом аспекте ихтиологи. Можно назвать очень интересные работы по биоэнергетике и популяционно-продукционным вопросам морских рыб сотрудников Мурманского морского биологического института КНЦ РАН Л.И. Карамушко и О.В. Карамушко (1995 и др.). Вместе с тем, учитывая высокий уровень, интенсивность развития и большие успехи отечественных школ трофоценотического и биоэнергетического направлений (B.C. Ивлев, Г.Г. Винберг, В.Р. Дольник), следует признать крайне необходимым всемерную поддержку этих исследований именно в высоких широтах, где в условиях постоянного недостатка тепла в наиболее острой форме проявляется адаптивная и ценотическая значимость различных форм метаболических процессов. Исследования биоэнергетических механизмов в арктических экосистемах может дать очень большой выход в теоретическую синэкологию.