Важнейший аспект широтных трендов биоразнообразия - их эффекты в таксономических композициях. На фоне снижения видового богатства биоты в целом отдельные таксоны сохраняют относительно высокие показатели разнообразия вплоть до полярных пустынь.
В связи с этим структура флоры и фауны Арктики существенно отличается от пропорций таксонов в биоте других природных поясов и всей планеты. Это хорошо видно на примере двудольных растений (см.: Матвеева, 1998; Sekretareva, 1999). Самое большое их семейство - сложноцветные (Asteraceae) лидирует по числу видов во флоре Арктики и в южных тундрах. В типичных тундрах они еще входят в десятку ведущих семейств, но перемещаются на 5 место. В арктических тундрах и, особенно, в полярных пустынях они представлены единичными узко локализованными видами, которые полностью уходят с плакоров. Основной облик флоры двудольных арктических тундр и полярных пустынь создают 4 семейства - камнеломковые (Saxifragaceae), крестоцветные (Cruciferae), гвоздичные (Caryophyllaceae), лютиковые (Ranunculaceae).
На их долю приходится 60 % флоры двудольных. Этот набор ведущих семейств, особенно вхождение в состав этого комплекса камнеломковых - абсолютно уникальны на фоне таксономической структуры двудольных в других природных зонах. Высокий удельный вес в высокоширотной флоре Ranunculaceae и Saxifragaceae весьма знаменателен. Повышение значимости этих сравнительно небольших семейств, имеющих ряд отчетливых признаков архаичности, происходит на фоне резкого снижения разнообразия или выпадения в высокоширотных тундрах таких крупнейших и крупных семейств двудольных, как сложноцветные (Asteraceae), бобовые (Fabaceae), зонтичные (Apiaceae), норичниковые (Scrophulaceae) и др., составляющих значительную часть флоры бореально-лесной полосы и южной части тундровой зоны и занимающих весьма высокое положение в филогенетическом древе класса (см.: Тахтаджян, 1987).
Особенности структуры биоты Арктики определяются прежде всего ее маргинальным положением на глобальном климатогенном тренде биоразнообразия. Именно в арктической части этих трендов наиболее отчетливы черты, которые лишь как тенденция намечаются в более низких широтах, в частности, снижение от экватора к полюсам удельного веса во флоре и фауне самых прогрессивных таксонов (Мейен, 1987; Чернов, 1984, 1988).