С тридцатых годов прошлого столетия одним из важнейших полигонов биологических исследований стал западный, приатлантический сектор Российской Арктики и Субарктики - Кольский полуостров и акватория Баренцева моря с островами.
В последние годы в сфере оценки биологического разнообразия интересные исследования выполнены сотрудниками Мурманского Морского биологического института КНЦ РАН, в том числе опубликована большая серия статей и монографий преимущественно экологического профиля, но содержащих также инвентаризационные материалы по фауне, бентосу и планктону приатлантических, в основном баренцевоморских акваторий (Павлов, 1994; Матишов, 1997, 1999, 2000 и др.).
Особый интерес для развития биологии Крайнего Севера и разработки основ сохранения и обогащения биоразнообразия представляют уникальные исследования процессов акклиматизации интродуцированных растений в заполярных условиях в старейшем академическом учреждении - Полярно-Альпийском ботаническом саду-институте КНЦ РАН (Жиров и др., 2001 и др.). В относительно молодом научном учреждении этого региона, в Институте проблем промышленной экологии КНЦ РАН, наряду с антропогенными воздействиями, исследуются таксономическое и экологическое разнообразие компонентов биоты, в том числе микроорганизмов - бактериальной флоры, микофлоры и альгофлоры (Евдокимова, Мозгова, 2001 и др.).
Можно считать, что сейчас подготовлена фактологическая основа для создания баз данных по таксономическому и видовому разнообразию биоты российского сектора Арктики с охватом почти всех основных таксонов ранга класса, в том числе в панарктическом объеме. Вместе с тем, инвентаризация некоторых групп находится в зачаточном состоянии вследствие слабой разработки систематики таксонов в целом или их арктических фракций. Это относится ко всем простейшим, к большинству грибов, литофильных лишайников, к таким группам животных, как класс нематод, некоторые семейства клещей и насекомых, особенно отрядов перепончатокрылых и двукрылых и др.
Весьма неравномерна изученность и отдельных регионов Арктики. В морской части биоты на фоне интенсивных и обширных исследований акватории Баренцева и отчасти Карского морей пока еще явно недостаточно изучена фауна Восточно-Сибирского моря. Лишь в самое последнее время началась интенсивная обработка материалов по фауне моря Лаптевых. Весьма слабо изучены северные пределы распределения морских животных и особенности видового состава сообществ и экологии гидробионтов в самой высокоширотной приполюсной части бассейна.
Состав наземной биоты наиболее изучен на территориях восточно-европейского сектора, юга Ямала, Таймыра, острова Врангеля, Чукотки. Но еще ряд ключевых территорий, такие как п-ов Гыдан, большая часть арктической Якутии, нуждается в организации специальных фаунистических и флористических исследований с привлечением профессиональных систематиков, флористов, фаунистов, биогеографов.