Исследования в высокоширотных районах России следует рассматривать как модельные, дающие наиболее типичную картину структуры, хорологии и динамики арктической биоты, что определяет ведущую роль отечественных ученых в классификации, типологии, инвентаризации и оценке состояния биоразнообразия Арктики и в то же время налагает на Россию особую ответственность в практике сохранения и восстановления уникальных биокомпонентов высокоширотных экосистем.
Настоящий обзор посвящен тем направлениям исследований в Арктике, которые относятся к сферам биологического разнообразия в его широком современном понимании, как то: систематика, флористика, фаунистика, ареалогия, разнообразие адаптивных типов, биоценотических форм организации жизни, типология, районирование и картографирование растительности и животного населения, проблемы эволюции и биотогенеза, мониторинг природной и антропогенной динамики экосистем, а также задачи их сохранения и восстановления.
Отечественному тундроведению и вообще биологическим исследованиям в Арктике, традиционно свойственны комплексность, многоаспектность, сочетание обширных полевых исследований с глубоким концептуальным анализом материала. Уже в публикациях позапрошлого и начала прошлого веков по итогам первых полярных экспедиций содержались глубокие обобщения, не потерявшие значения по сей день и затрагивающие не только собственно арктические проблемы, но и представляющие общебиологический интерес. Это усиливалось в тундроведении советского периода, бурное развитие которого началось в 30-х годах, в особенности в трудах ботаников Б.Н. Городкова, В.Б. Сочавы, А.И. Толмачева, В.Д. Александровой, Б.А. Тихомирова и др., а также в тематике работ основных стационаров, работавших по программам МБП, ЧИБ, Глобальные изменения. Сформированы научные школы, например флористическая школа А.Н. Толмачева, ландшафтно-геоботаническая школа В.Б. Сочавы, в сфере исследований морской фауны - школа Е.Ф. Гурьяновой.