Эти соотношения можно проследить и в самых разных классах фауны России. Так, карпообразные (Cypriniformes), один из крупнейших отрядов рыб (в мире около 1870 видов), в фауне России представлен 104 видами.
Подавляющее их большинство распространено в ее средней и южной полосах, где они населяют самые разные водоемы (хорошо известные рыболовам карась, лещ, плотва, красноперка, уклейка, жерех, густера, подуст, елец, голавль, чехонь, язь, линь, гольяны, пескари и т.д.). Лишь единичные из них, например, гольяны, елец, заходят в пределы Арктики. Небольшой отряд лососеобразных (Salmoniformes), в котором всего около 250 видов, характеризующийся некоторыми признаками примитивности, в пресных водах России представлен примерно 46 видами (лососи, гольцы, сиги, хариусы, корюшки и др.). Большинство из них приурочено к высокоширотным районам. Они доминируют в ихтиофауне северной тайги и в тундровой зоне, где составляют подавляющую часть рыбного населения, а в ее самой северной части остаются единственными представителями пресноводных рыб.
При этом лососеобразные, как и карпообразные, образуют широкий спектр жизненных форм: среди них есть активные хищники, потребители бентоса, планктона и т.д. Иными словами, лососеобразные «замещают» карпообразных в экосистемах высоких широт. Подобные явления можно наблюдать и в классе птиц. Самый прогрессивный и «продвинутый» его отряд воробьинообразных (Passeriformes) господствует среди птиц от тропиков до бореальной лесной полосы. На территории России его доля в авифауне сокращается от 60% в лесостепи и широколиственных лесах, до 15% в Арктике, где первенствуют отряды ржанкообразных (Charadriiformes), включающий куликов, чаек, чистиков и гусеобразных (Anseriformes), т.е. группы, относящиеся к более древним филогенетическим линиям класса. В этих случаях мы имеем дело с явлением взаимозамены (экологического викариата) крупных систематических групп в экосистемах разных природных зон.