Стремление отразить зональные преобразования в составе биоты проявились в дифференцировании разных групп организмов по характеру их распределения в Арктике.
Типология арктической флоры была предложена А.И. Толмачевым (1932), который различал гипоарктические, арктические и высокоарктические флоры. В соответствии с этим для разграничения категорий видов в дальнейшем широко использовали термины «арктический», «низкоарктический», гипоарктический, «высокоарктический». В этом простом делении в одном ряду стоят виды, распространенные во всей Арктике и в одной из ее краевых частей. Только для небольшого числа видов эти понятия имели действительно ареалогический смысл и обозначали распространение вида в соответствующих широтных полосах.
Так, категорию высокоарктический вид строго в этом смысле можно применить к считанным видам. Мы уже упоминали камнеломку Saxifraga platysepala, ареал которой действительно ограничен высокими широтами. К ней можно добавить злаки Poa abbreviata и, с некоторой натяжкой, Phippsia algida, мак Papaverpolare и лютик Ranunculus sabinii. Видов низкоарктических, строго ограниченных южной полосой тундровой зоны, по-видимому, вообще нет.
В целях дифференциации арктических видов по их распределению в пределах Арктики одним из авторов были предложены четыре категории, объединяющие виды по характеру их распределения (учитывая оптимум) в основных подразделениях северных территорий: гипераркты, эваркты, гемиаркты и гипоаркты (Чернов, 1978,1985). При отнесении видов к этим группам особое значение придается распределению в зональных сообществах (Чернов, 1978; Чернов, Матвеева, 1979; Chernov, Matveyeva, 1997), учитываются количественное участие в сообществах и мера освоения видами разных ландшафтов. Первоначально разработанная схема для животных, затем была применена к сосудистым и споровым растениям (Каннукене, Матвеева, 1986; Матвеева, Заноха, 1986,1997; Kannukene, Matveyeva, 1996; Матвеева, 1998). Ниже приводится характеристика этих категорий ландшафтно-зонального распределения видов.