Дальнейшая работа показала, что многие растения, характерные для Арктики, можно найти в прилегающих к ней горах не только в гольцовом поясе.
Например, при сравнительном анализе флоры Таймыра (Матвеева, Заноха, 1986; Матвеева, 1998) и плато Путорана (Флора Путорана, 1976) установлено, что не только метаарктические, но и практически все собственно арктические виды можно встретить в лесном поясе плато. По этому признаку метаарктические виды ближе к сборной группе арктомонтанных (арктогорных). Это виды, которые за пределами Арктики, как и арктоальпийские, встречаются только в горных ландшафтах, но в отличие от последних - в любом поясе. Обсуждаемые термины одними исследователями используются как равнозначные, другими - как соподчиненные. В последнем случае понятие «арктомонтанный» вид более широкое и включает арктоальпийские виды в узком смысле. В последнее время специалисты по споровым (Афонина, 2000; Константинова, 2000) отказываются от термина «арктоальпийский», в пользу «арктомонтанный», что, однако, едва ли оправдано.
Доля арктомонтанных и арктоальпийских видов (в понимании отечественных ботаников) в региональных флорах близка или даже выше таковой в собственно и преимущественно арктических флорах, с которыми они сходны по распространению в равнинных ландшафтах Арктики. Зоологи трактуют категорию арктоальпийского вида в гораздо более узком смысле.
Для случаев проникновения арктических видов далеко на юг по побережьям в океанических районах или по каким-то интразональным (обычно гидроморфным) биотопам особого ареалогического термина нет. Приходится прибегать к комбинациям со словами «почти» или «преимущественно».
Сложность отнесения вида к широтной категории хорошо демонстрирует распространение кустарничковой ивы Salix polaris - одного из самых характерных видов тундровой зоны. В «Арктической флоре СССР» (1966, с. 48-52) о нем написано следующее: «...преимущественно... арктический вид, единственный среди кустарничков постоянней компонент высокоарктических флор Евразии. Не менее обычен в субарктических высокогорьях Восточной Сибири. В южные высокогорья Сибири... проникла ...в континентальных районах Прибайкалья». Но в параграфе «Распространение вне Арктики» указаны еще горы Скандинавии, северного Урала и Камчатки, а также острова Медный и Пара-мушир.
По общему ареалу этот вид пришлось бы назвать арктоальпийским, а с учетом его тяготения к северным горам - метаарктическим. По нашему мнению, Salix polaris - безусловно, арктический вид. В подобных рассуждениях важны не только предельные границы распространения (присутствия) вида, но и такие критерии, как частота встречаемости, константность, обилие, экологическая амплитуда и приуроченность к зональным и интразональным условиям. И потому вполне справедлива, на наш взгляд, характеристика в том же издании другого кустарничка - Cassiope tetragona: арктоальпийский (преимущественно арктический) вид.