Анализ территориального размещения видов включает по крайней мере 2 аспекта. Первый - распространение, площадь и границы ареала, т.е. то, что является сферой интересов биогеографии.
Второй - что видят экологи в хорологии: количественное распределение вида в пределах его ареала в зависимости от условий среды как результат реализации биологических особенностей и адаптивных возможностей. Необходимость и важность разграничения этих двух аспектов хорологии еще в прошлом веке отмечал М.А. Мензбир (1882): «...важная ошибка -смешение терминов распространение и распределение. О распространении можно говорить только до тех пор, пока рассматривается область каждого вида, рода или семейства отдельно; раз речь заходит о сравнении областей, занятых разными видами, родами или семействами, или о размещении видов, родов и т.д. в одной географической области, можно употреблять только один термин -распределение, равнозначащий с размещением».
Для типологии видовых ареалов важны преимущественно границы распространения без учета количественных показателей. Для эколого-хорологического аспекта наиболее существенен характер распределения (плотность, численность, встречаемость, константность, верность и др.) в пределах ареала, что имеет отношение не только и не столько к биогеографии, сколько к экологии. Первый аспект кажется довольно ясным и понятным и относительно легко оцениваемым (что выразилось, например, в создании множества точечных карт ареалов и типологий последних), но в отношении второго сложности выбора критериев очевидны.
Экологический аспект распространения видов всегда был в сфере интересов ботаников и зоологов, работающих в разных природных зонах. В Арктике этому традиционно придавали даже большее значение, поскольку биологи, проводящие исследования на Крайнем Севере, всегда имели дело с резкими широтными трендами биологического разнообразия, стремительно снижающегося к северу. Это обусловлено, прежде всего, характером климатических условий. От тропиков к полюсам соотношение биотических и абиотических факторов в формировании живого покрова существенно меняется в сторону преобладания последних. В Заполярье ведущим абиотическим фактором, обусловливающим распределение видов и организацию экосистем, становится количество летнего тепла (Чернов, 1980, 1985, 1989; Чернов, Матвеева, 1983; Chernov, Matveyeva, 1997). Между тем, в высоких широтах при общем дефиците тепла усиливается «цена» любой прибавки температуры.