Один из ярких примеров, показывающих принципиальные различия европейской и сибирской фаун, дают дождевые черви (Lumbricidae).
На территории Европы, от тайги до степей и южных горных стран, представлена чрезвычайно гетерогенная и экологически разнообразная фауна люмбрицид, среди которой есть как космополиты, так и формы с весьма ограниченными ареалами и разной степенью зональной специфики. Огромную территорию Сибири населяет в основном один аборигенный вид - Eisenia nordenskioldi, к которому лишь местами на юге и западе присоединяется несколько широко распространенных видов или азиатских эндемиков (Малевич, 1959). При этом имеется ряд видов, общих между Европой и восточной частью Северной Америки (Omodeo, 1963).
С вопросом о взаимоотношении этих фаун тесно связана проблема средиземноморской фауны, правомочность выделения которой в ранг подобласти оспаривают некоторые авторы, главным образом териологи и орнитологи. И.А. Долгушин (1957) на основании анализа фауны птиц приходит к выводу, что средиземноморская фауна вполне реальная зоогеографическая категория, включающая в высшей степени характерные виды птиц - обитателей своеобразного ландшафта с преобладанием жестколистных вечнозеленых кустарников. Однако общее число таких видов относительно невелико, в связи с чем И.А. Долгушин предлагает придать средиземноморской фауне более низкий ранг, чем подобласть. Действительно, многие ареалы, относимые к средиземноморским, практически занимают территорию всей Западной и Средней Европы. Однако, более детальное сопоставление все же приводит к выводу о явной производности некоторых из них от средиземноморской фауны (Lattin, 1967).
Одна из причин отрицания принципов классической зоогеографии, вероятно, заключается в том, что многие авторы не разграничивают достаточно четко такие понятия, как «фауна», «животное население», а также синэкологический, геозо-ологический и фауногенетический подходы. Иными словами, это результат попытки однопланового решения совокупности чрезвычайно сложных проблем, относящихся к разным, иногда альтернативным аспектам. Подобного рода подходы к классификации и районированию еще недавно использовались как в физической географии, так и в геоботанике и фитогеографии. В последнее время все большее распространение получают представления о необходимости создания параллельных классификаций, двух- или многорядных систем районирования, рассматривающих одни и те же или близкие явления в разных аспектах.