Представляет большой интерес статья В.В. Кучерука (1972) «Опыт анализа развития взглядов русских зоогеографов на расчленение Палеарктики», в которой автор анализирует схемы районирования Палеарктики с зонально-ландшафтных позиций.
Как известно, Н.А. Северцов (1877) предложил деление Палеарктики на основе чисто климатических критериев, тогда как схемы П. Склэтера и А. Уоллеса базировались на распространении животных с учетом степени эндемизма. В.В. Кучерук считает районирование по Н.А. Северцову более правильным, но не разъясняет, почему здесь надо говорить о взаимоисключающих, а не просто о разных схемах, построенных на различных принципах. Работа Н.А.
Северцова имела огромное значение как один из первых опытов использования в зоогеографии зонально-климатического принципа, составившего в дальнейшем основу развития физической географии, почвоведения, фитоценологии. Но можно ли этот подход считать удачным, более того, единственно верным применительно к специальному зоогеографическому районированию? Заменяет ли он принципы, используемые А. Уоллесом и П. Склэтером? Очевидно, нет, так как критерием для выделения «фаунистических областей» должны быть характеристики фауны, а не климата. Если же за основу берется климат, то это будет зонально-климатическое деление, а не зоогеографическое.
Первый опыт применения зонального принципа в зоогеографии был встречен с одобрением, и в том числе М.А. Мензбиром, который развивал взгляды Н.А. Северцова. В дальнейшем, очевидно, на основании более детального анализа зоогеографического районирования М.А. Мензбир опубликовал несколько работ, в которых использовал иной подход, соответствующий регионально-генетическому принципу. Им принято деление Палеарктики на три подобласти: Сибирско-Европейскую, Средиземноморскую и Среднеазиатскую. Зональный принцип оставлен лишь при выделении северных провинций. В.В.
Кучерук квалифицирует эти работы М.А. Мензбира как отход от его прежних взглядов и некритическое принятие схемы B.Л. Бианки (1905). Схему районирования, предложенную М.А. Мензбиром, он называет «весьма мало естественной как с экологических, так и с исторических позиций». Столь же негативно его отношение к подразделению Палеарктики А.П. Семенова-Тян-Шанского (1936). Он считает, что схема расчленения Палеарктики Мензбира - Сушкина - Семенова-Тян-Шанского представляет шаг назад по сравнению с работой Н.А. Северцова (1877) и первой сводкой М.А. Мензбира (1882).