Некоторые авторы понятие фаунистического комплекса отождествляют с ландшафтно-зональной приуроченностью животных. В.В. Кучерук (1959) в работе, посвященной териофауне степной зоны, доказывает самостоятельность и единство «степного фаунистического комплекса» и предлагает выделять «степную зоогеографическую подобласть Палеарктики».
Однако автор не объясняет четко, что понимается под этим единством. Для млекопитающих он намечает четыре основных очага формирования: причерноморский, казахстанский, монгольско-даурский и северо-восточнокитайский. Г.Я. Бей-Биенко (1950) приводит пять основных очагов степной фауны прямокрылых: средиземноморский, восточноазиатский лугово-лесной, европейский лугово-лесной, пустынный среднеазиатский и пустынный монгольский. Естественно, что в этих очагах формировались не только типичные степные формы, но также и лесные, и пустынные и др.
Степной фаунистический комплекс по существу представляет конгломерат видов - выходцев из нескольких региональных генетических очагов, и его целостность можно понимать лишь в смысле сходства приспособительных особенностей обитателей зональных степных биотопов. По характеру биотопической приуроченности и приспособительным особенностям обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus), обыкновенный слепыш (Spalax microphthalmus), крапчатый суслик (Citellus suslica), с одной стороны, и даурский суслик (С. dauricus), дзерей (Procarpa gutturosa), даурский хомячок (Cricetulus barabensis), с другой, -степные виды. Но в то же время это представители различных региональных фаунистических комплексов, каждый из которых прошел особый путь своего формирования.
Экологическая однородность фауны на протяжении зоны - результат широкого расселения наиболее экспансивных видов, оказавшихся приспособленными к условиям данной зоны на современном этапе ее развития, а также конвергентных эволюционных процессов, часто приводящих к экологическому викариированию в разных частях одной зоны (типичный пример - слепыши и цокоры).