В последние десятилетия наряду с развитием традиций классической зоогеографии многие отечественные зоологи, в основном орнитологи и териологи, высказывают мнение об «искусственности» и «необоснованности» ее принципов.
По их представлениям, зоогеографическое районирование должно соответствовать ландшафтно-зональному (Кузнецов, 1950; Дементьев, 1958; Страутман, Татаринов, 1958; Кучерук, 1959, 1972; Воинственский, 1960; Кулик, 1972 и др.).
Вопрос о взаимоотношении зоогеографического и ландшафтного районирования не нов. Он рассматривался еще в работах Н.А. Северцова (1877), предлагавшего взамен уоллесовской схемы деления Палеарктики районирование, построенное преимущественно на ландшафтно-климатических принципах. Эта же проблема встала и перед исследователями Неарктики. А. Уоллес (Wallace, 1876) разделил Североамериканский материк на четыре зоогеографические подобласти: Канадская занимает весь север, а три другие делят южную половину Неарктики на меридиональные отрезки, соответствующие основным предполагавшимся фауногенетическим центрам, с учетом орографических преград. К. Меррием (Merriam, 1894) предложил деление Северной Америки на широтные зоны в соответствии с температурными условиями, определяющими границы распространения некоторых животных. В дальнейшем многие авторы рассматривали эти схемы, построенные на принципиально различных основах, как взаимоисключающие.
Б.А. Кузнецов (1950), высказывая критические замечания в адрес классической зоогеографии, исходил из положения, что фаунистическое районирование должно отражать сходство и различие современного животного мира, т.е. всего конгломерата видов, без учета степени эндемизма и древности. В целом автор крайне упростил эту сложную проблему. Он не разъяснил, почему ландшафтно-зональный подход должен исключать или заменять принципы классической зоогеографии, обоснованные многими крупнейшими зоологами, которые, бесспорно, знали об огромных различиях животного мира тайги, смешанных лесов, степей и все же объединяли их в единые зоогеографические регионы, а отдельные участки зон относили к разным областям и подобластям.