Понятие яруса применимо не только к растительному покрову, но и к животному населению (Догель, 1924; Гиляров, 1968; Чернов, 1971).
Адаптационный аспект изучения вертикально-ярусных комплексов организмов находит отражение в широко известных системах жизненных форм различных групп членистоногих, подчеркивающих формообразующую роль ярусной приуроченности, биоценологический аспект - в анализе вертикального расчленения сообществ. Совокупность беспозвоночных, обитающих в травостое (филлобий, по терминологии Догеля), образует один из основных ярусов животного населения, аналогично напочвенному (герпетобионтному), подстилочно-бриобионтному, почвенному и др. Адаптивные особенности обитателей толщи травостоя четко выявляются в морфоэкологических характеристиках жизненных форм коллембол (Gisin, 1943; Bockemuhl, 1956; Стебаева, 1970), прямокрылых (Бей-Биенко, 1950; Стебаев, 1970), двукрылых (Лер, 1973) и др.
Обитание в травостое не требует столь определенных и специфических адаптаций, как это характерно, например, для почвенных форм, и Население травяного покрова, рассматриваемое в биоценологическом плане, гораздо обширнее адаптивной группы хортобионтов. Его состав более изменчив, менее определенен в сравнении с другими ярусами. Разнообразие и сильное варьирование факторов среды обусловливают резкие суточные, сезонные и годовые колебания в его составе и количественных соотношениях групп. Здесь могут во множестве накапливаться самые различные жизненные формы беспозвоночных.
Обитатели древесного яруса попадают в травостой либо падая с ветвей при опасности, либо стряхиваясь при сильном ветре. Многие личинки насекомых, например гусеницы, спускаются в травяной покров для окукливания. Для летающих хищников (стрекоз, ктырей, толкунчиков), а также многих представителей антофильного комплекса - это место отдыха, дополнительного питания, размножения и т.д. Иногда в травостой массами поднимаются формы, морфоэкологические особенности которых, казалось бы, совсем не отвечают условиям обитания в нем. Особенно часто это наблюдается ночью (Чернов, Руденская, 1970). Так, в луговой степи Центральночерноземного заповедника под Курском мы наблюдали интенсивные ночные подъемы в травостой мокриц, кився-ков и даже дождевых червей. В полупустыне Прикаспия в злаково-разнотравных западинах ночью выкашиваются сольпуги, тарантулы.