Вспомним высказывание Д.Н. Кашкарова о том, что эволюционист должен быть экологом. Это мнение тем более значимо по отношению к эволюционной экологии.
Работающий в данной области, безусловно, должен быть прежде всего профессиональным экологом по образу мысли, научному багажу и опыту. Между тем сфера проблем эволюции на надорганизменном уровне весьма привлекательна для специалистов самого разного профиля, подчас не имеющих опыта конкретных экологических исследований. Именно не экологи проявляют особую решимость и прямолинейность в высказываниях по поводу таких сложнейших проблем, как механизмы и факторы эволюционных преобразований ценотической организации, соотношение сукцессионных и эволюционных процессов, филогенеза, филоценогенеза, биотогенеза и адаптогенеза.
Известны весьма осторожные и подчеркнуто гипотетические суждения по этим вопросам ряда крупных экологов - Д.Н. Кашкарова, В.Н. Беклемишева, В.Н. Сукачева, Д. Лэка, С.С. Шварца, Р.Х. Уиттекера, P.M. Мэя и др. Вместе с тем, в ряде опубликованных в последнее время работ на основе умозрительных рассуждений «решается» множество сложнейших эволюционно-экологических вопросов без оригинальной фактологической основы или без привлечения серьезной экологической литературы, как классической, так и современной.
Характерной чертой многих работ по эволюционно-экологической проблематике стали выборочность, «вкусовой» характер использования публикаций предшественников. Так, среди отечественных авторов, пишущих об эволюции сообществ, широкую популярность завоевали интересные, но сугубо гипотетические взгляды С.М. Разумовского (1981), подходившего к вопросам развития растительности, по сути, с флористических, а не синэкологических позиций, тогда как практически незамеченной осталась выполненная на гораздо более солидной фактологической и глубокой концептуальной экологической основе работа В.В. Плотникова (1979).
В статье В.Ф. Левченко и Я.И. Старобогатова (1990), посвященной роли сукцессий в «эволюции экосистем», не использовано ни одного современного конкретного исследования сукцессионных процессов. Аналогичную ситуацию подметил Я.М. Галл (1984) в отношении трудов ряда авторитетных эволюционистов - создателей синтетической теории эволюции, практически не использовавших конкретные достижения экологии, экспериментальные и концептуальные разработки, имевшие непосредственное отношение к тем или иным эволюционным проблемам. По-видимому, существуют нюансы профессионального экологического мышления, с трудом воспринимаемые специалистами других, даже смежных дисциплин.