В 1969 г. вышла «Эволюционная экология животных» С.С. Шварца, подводящая итог многолетних исследований руководимого им научного коллектива.
Наряду с анализом богатого фактического материала автор весьма обстоятельно обсуждает пути развития синтетической теории эволюции и смежных направлений, в том числе эволюционной экологии. Одной из основных задач последней Шварц считает «изучение изменений взаимоотношений организмов со средой в процессе филогенеза отдельных групп» (сравн. с определением этого направления С.А. Северцовым). Другую важнейшую задачу эволюционной экологии он видит в изучении зависимостей «между динамикой структуры популяций и преобразованием их генетического состава».
По его мнению, данное направление представляет собой слияние принципов и подходов популяционной экологии, популяционной генетики и теории эволюции. Иными словами, Шварц весьма тесно связывал предмет эволюционной экологии с изучением механизмов микроэволюции и видообразования, т.е. стремился более жестко встроить экологию, прежде всего популяционную, в структуру интенсивно развивавшейся синтетической теории эволюции. Этой задаче было подчинено основное содержание его книги и ряда последующих работ (Шварц, 1973, 1980).
По С.С.Шварцу, эволюционная экология - это преимущественно эволюционная популяционная экология, т.е. исследование экологических механизмов и факторов микроэволюционного процесса, который совершается в популяциях. Примерно такой же трактовки смысла и задач эволюционной экологии придерживаются и последователи С.С. Шварца. Так, А.Г. Васильев и В.Н. Большаков (1994) содержание эволюционной экологии практически полностью относят к сфере популяционной экологии. Понимание эволюционной экологии С.С. Шварцем соответствовало этапу развития эволюционной теории в 1960-е годы, когда была очевидна необходимость наполнения ее экологическим содержанием. Эволюционная экология в том смысле, в каком ее понимал С.С. Шварц, целиком вписывалась в синтетическую теорию эволюции. В последующем вопросы развития этого направления не обсуждались на столь высоком концептуальном уровне, хотя многочисленные исследования механизмов преобразования генетической и адаптивной структуры популяций, путей формирования приспособительных стратегий по существу соответствовали его смыслу и задачам.