Синэкологическая организация гораздо более консервативна, чем организменная. Вместе с тем она служит фактором эволюционного процесса, который проходит в сообществах, обеспечивающих саму возможность существования определенных видов и в то же время служащих факторами их эволюционного преобразования.
Эволюция организмов развертывается внутри сообществ и под контролем сообществ. Эту мысль образно выразил известный эколог Дж. Хатчинсон в названии своей книги «Экологический театр и эволюционный спектакль» (Hutchinson, 1965).
В настоящее время проблема временного изменения сообществ и биосферы в целом приобретает колоссальное теоретическое и практическое значение, становится своего рода фокусом всего естествознания и практической деятельности человека. Проблемы охраны природы, управления биоценотическими процессами в современных условиях могут быть решены только в том случае, если мы глубоко и всесторонне изучим специфические закономерности и стратегию естественного преобразования ценотической организации жизни. Современная наука еще не может предсказать будущее биосферы. Наряду с резко пессимистическими мнениями высказаны прямо противоположные, в основе которых лежат представления об огромных приспособительных возможностях, заложенных в био-ценотической организации, о способности ее целесообразно варьировать в соответствии с меняющимися условиями, сохранять основные функциональные параметры.
Так, С.С. Шварц (1976) в своем последнем публицистическом выступлении выразил следующие мысли: «Нельзя рассматривать биосферу как пассивный объект наших воздействий, способный лишь деградировать в ответ на непривычные условия ... биогеоценоз в целом обладает огромной защищенностью от любых изменений ... биогеоценоз, явившийся результатом измененной человеком среды, совсем не обязательно хуже первоначального». Вместе с тем тот же автор отмечал очевидное противоречие между основной стратегией естественного развития сообществ и направлением антропогенного преобразования их организации в соответствии с интересами человека: «Природа стремится создавать стабильные системы, их продуктивность ее (природу) не интересует» (Шварц, 1973).
Все эти вопросы могут быть разрешены только в результате глубоких и планомерных исследований закономерностей динамики биоценотических отношений и структуры сообществ в целом. Совершенно очевидно, что назрела необходимость всемерного развития исследований в области исторической экологии.