Эти блоки были свойственны уже примитивным псилофитовым сообществам (Плотников, 1979). В самых древних лесах были хорошо выражены не только основные функциональные звенья вполне зрелого сообщества, но и важнейшие морфологические части, свойственные и современным лесам: подстилка, травяноподобный ярус, несколько древесных пологов и т.д.
Более того, задолго до появления многоклеточных, макроорганизмов, примитивные организмы могли осуществлять важнейшие биоценотические функции. Это было необходимым условием развития и осуществления жизни. Ведь она не могла существовать, а тем более эволюционировать, без налаженного круговорота веществ. Это видно и на примере современных микроорганизмов (бактерий, грибов, водорослей, простейших).
Действительно, они могут все, что могут многоклеточные. Среди них есть автотрофы, сапротрофы, плотоядные, они могут образовывать разветвленные пищевые цепи и ценотические комплексы со сложными формами отношений (конкуренция, антибиоз, паразитизм). Очевидно, структура сообществ в своих принципиальных особенностях претерпела меньше изменений, чем строение организмов. Вероятно, можно сказать, что биоценотическая организация гораздо более консервативна, чем организменная. В.В. Плотников выразил это положение следующим образом: «...структуру растительных сообществ, безотносительно к их видовому составу, можно считать явлением неизмеримо более консервативным и устойчивым, чем любой биологический вид» (1979).
В связи с этим процессы микроэволюции и видообразования, совершающиеся в сообществах и приводящие к существенным изменениям или коренным преобразованиям видового и вообще таксономического состава, могут и не отразиться существенно на главных структурных и функциональных особенностях биоценозов. Ведь сообществу безразлично, какой вид, один или несколько выполняют ту или иную функцию, например процесс разложения органических остатков. Это можно выразить формулой, что вид как таковой по отношению к структуре сообществ - элемент случайный (Чернов, 1971). Равным образом можно считать, что и степень родства, филогенетической близости не имеет решающего значения в биоценотических процессах. Выше мы уже приводили примеры того, что однотипные сообщества могут формироваться на базе совершенно неродственных флор и фаун. Это возможно благодаря тому, что в процессе эволюции в самых различных группах организмов формируются определенные адаптивные типы, жизненные формы, способные выполнять ту или иную биоценотическую функцию.