В сообществах действует много механизмов, определяющих их устойчивость: буферность, страхование, множественное обеспечение функций и т.д.
Все они по существу базируются на «избыточном» разнообразии. Для успешного изучения этих механизмов очень важен выбор объекта. Соответствующая модель должна обладать такими качествами, как относительно высокое видовое богатство, высокая численность и ее существенные флуктуации, значительная дифференцированность видовой структуры, в том числе достаточно отчетливо выраженная доминантность при ее динамичности и т.д. Такими свойствами в максимальной степени обладает комплекс мелких почвенных и сапробиотических членистоногих (коллембол, клещей и др.).
Именно на материале этих групп получены весьма интересные данные о дифференцированности видовых композиций, о перераспределении видов и процессах «рекрутирования» потенциальных доминантов из числа малочисленных форм при многолетней динамике сообщества (Кузнецова, Бабенко, 1984; Чернова, Кузнецова, 1990).
Очень интересен вопрос о механизмах сохранения устойчивости сообщества и поддержания необходимых функций при низком разнообразии. Один из таких механизмов - супердоминантность (Чернов, 1982, 1985) - захват отдельным видом широкого спектра экологических ниш при обеднении видового богатства, при снижении разнообразия. При этом, естественно, активность и значимость супердоминанта обусловлены его экологическими свойствами - пластичностью, популяционным полиморфизмом. Ярким примером могут служить формы Metrosideros - основные лесообразующие породы на малых островках южной Пацифики.
Так, вид M. polymorpha образует и высокоствольные леса, и кустарниковые заросли, и стелющиеся петрофильные формы (Carlquist, 1874; Чернов, 1982). Аналогичные явления наблюдаются в тундре. Например, Salix arctica в ряде районов тундры - единственный вид ив. Однако он образует множество экологических форм и играет огромную и разнообразную ценотическую роль. Этим достигается перекрытие каркаса экологического пространства и обеспечивается устойчивость даже при малом видовом разнообразии. В таких случаях видовое разнообразие по существу заменяется внутривидовым, т.е. в конечном счете устойчивость базируется все же на разнообразии.