Эта особенность биоценотического уровня и проявляется, в частности, в несовпадении (в гораздо большей степени, чем на других уровнях) морфологических и функциональных категорий, что совершенно правильно было подмечено Г.А. Викторовым (1960).
Разумеется, этим мы не хотим сказать, что морфология, пространственная организация сообщества, не имеет значения для трофодинамических отношений. Эти две стороны жизни сообщества тесно взаимообусловлены. Примером может служить показанное в работе И.В. Стебаева и др. (1968) значение узловых сгущений животного населения для протекания трофодинамических процессов в пессимальных условиях аридного климата. Более того, очевидно, имеются определенные количественные зависимости между функциональными и морфологическими характеристиками сообщества, которые позволяют рассматривать, например, продукцию как функцию «структуры» (Margalef, 1968; Федоров, 1970).
Таким образом, «животное население», так же, как аналогичные понятия растительного покрова и бентосных биоценозов, входит в систему категорий морфологического аспекта синэкологии (симморфологии, по В.Н. Беклемишеву, 1931), который достаточно четко отличается от трофодинамического. Последний, в свою очередь, включает два направления (или подхода): 1) конкретно-ценотическое, рассматривающее закономерности трофических, симбиотических, антибиотических, конкурентных и т.д. отношений, средообразующую деятельность, проблемы регуляции динамики популяций и др.; 2) энергетическое, объекты которого - трофические уровни, «поток энергии», закономерности биологической продуктивности. Конкретно-ценотический аспект имеет дело с непосредственными реальными связями компонентов ценозов, что определяет все прочие свойства живого покрова, в том числе его физиономию, а также интенсивность «потока энергии».
Изучение структуры животного населения преломляется в трех аспектах: 1) собственно структурном, в котором мы рассматриваем его ярусно-синузиальную дифференцировку, а также такие особенности, как соотношение экологических форм, размерные градации, общие особенности дифференцированности компонентов с выявлением характера и степени доминантности, показатели разнообразия, полночленности, фаунистической насыщенности и т.д.; 2) хорологическом, в котором рассматриваются закономерности распределения группировок животного населения и изменение их структуры по профилю ландшафта, с подразделением на собственно зональные и интразональные, изучается микробиотопическая и ландшафтная структура животного населения с выявлением степени его сложности, контрастности, мозаичности, комплексности и т.д.; 3) сукцесионно-динамическом - циклические (суточные, сезонные, многолетние) и необратимые поступательные динамические процессы, через которые неизбежно преломляются все прочие особенности структуры.