Некорректна постановка вопроса о том, что полнее - флора как «таксономический спектр» или флора как «растительное население» (Юрцев, 1982).
Утверждается, что в первом случае виды равноценны, их «вес» может быть обозначен лишь знаками «плюс» или «минус», ноль или единица; но если введем количественную характеристику «растительного населения», оценим соотношение видов по объему их популяций, то это якобы будет более полная характеристика флоры. Положение о равноценности видов не имеет смысла. При анализе флор «вес» видов может быть крайне различным в зависимости, например, от их возраста, древности, размера ареала, в частности в флорогенетическом аспекте вес эндемиков и реликтов всегда очень высок и тем выше, чем меньше размер ареала.
При подходе к флоре как к системе, к чему призывает Б.А. Юрцев, нужно искать критерии и параметры, присущие именно этой форме организации. Флора представляет собой множество, обусловленное исторически, эволюционными и флорогенетическими процессами. Единицами этого множества выступают категории, качественные в биологическом смысле, - таксоны, адаптивные типы, флорогенетические элементы и т.д.
Б.А.Юрцев подчеркивает, что флора как система таксонов, флорогенетических элементов - система абстрактная (1982) (очевидно, имеется в виду, что она не результат телесных взаимодействий). Но затем он делает логически не обоснованный переход к совершенно иной форме системной организованности: «Если же мы предварительно определим вес каждого вида через те или иные показатели объема его местной популяции, мы сможем более точно определить соотношение классов во флоре». Под объемом популяции понимается характеристика численности, обилия вида в данных условиях. Но используя показатели численности, популяционные характеристики, мы перейдем к системам демэкологическим, т.е. совсем другим, не тем, о которых говорилось выше. В этом смысле взгляды Б.А. Юрцева можно оценить как простую подмену терминов: «растительность» названа «флорой».
Б.А. Юрцев рассуждает примерно таким образом: флора состоит из видов, а вид - из популяций, популяции - это растительное население, совокупность особей, поэтому естественно, что флора - это популяционная система, система особей. Эти положения невозможно анализировать с позиций того понятийного аппарата, который утвердился в сферах изучения флоры и растительности. Можно лишь задать риторический вопрос: а почему объем понятия флоры ограничен уровнем растительного населения, совокупности особей? Ведь можно продлить ход мысли: особи, растительные организмы состоят из клеток...