В представлениях Б.А. Юрцева можно усмотреть некую логику, например оценить их как попытку синтеза принципов геоботаники и флористики в результате развития науки по спирали, как своего рода возврат, на новом уровне, на исходные позиции ботаники начала XIX в., когда не было понятий растительности, сообществ, популяций, фитоценозов, а изучались вообще растения, растительный мир. Но при этом должны синтезироваться принципы, методы, методологические позиции, выработанные на базе глубокого изучения тех или иных конкретных природных явлений. Здесь же «синтезируются», а по сути смешиваются, сами природные явления.
Растительность - реальное природное тело - служит носителем флористических элементов. Вместе с тем флора - самостоятельное природное явление с присущими ему специфическими свойствами (эндемизм, богатство, возраст, степень автохтонности, аллохтонности и т.д.). Фитоценоз - отнюдь не флора, но «флора» фитоценоза, сообщества (его флористический состав) - один из синэ-кологических параметров (наряду с такими, как доминантность, выравненность, покрытие, состав экоморф и т.д.). Вместе с тем глубоко ошибочно рассуждать таким образом, что коль скоро флористический состав - одна из характеристик растительных сообществ, то флора - понятие более узкое, чем растительность.
Совершенно естественно объединение флоры и фауны в биоту (в узком смысле), растительности и животного населения в сообщества, в биомы, но объединять флору и растительность (так же как и фауну и животное население) в некое «единое природное тело» - это примерно то же, если бы мы попытались объединить валентность и атом и считали, что получили особое природное тело. Автор по существу допустил грубую логическую ошибку - перевел в одну плоскость категории, которые могут лишь пересекаться.
Представляется некорректным передавать содержание понятия флоры в классическом смысле выражениями: «видовой состав» (Юрцев, 1982), «кадастр разнообразия видов растений, таксономический качественный спектр растительного покрова на уровне вида» (Юрцев, 1982). Получается, что удел классической флористики - только составление списков видов. Это глубоко неверно. Соотношение таксонов на всех их уровнях - важнейшая характеристика флоры, и именно в этом аспекте выявлялись многие интересные закономерности, например тенденции изменения структуры флор разных широт, отмеченные еще Декандолем (см. Толмачев, 1974; Шмидт, 1979). Соотношения генетических элементов, ареалогических категорий, адаптивных типов также входят в число характеристик флоры. В начале статьи мы приводили определение Е. Вармингом широкого круга аспектов и задач географической флористики. Обстоятельный анализ принципов, направлений, категорий и понятий флористических анализов в современной географии растений имеется в книге А.И. Толмачева (1974).